Скандал вокруг гособоронзаказа грозит гибелью ВПК

Скандалы вокруг министерства обороны и российского ВПК не прекращаются. Причем, если конфликт, вызванный интервью академика Соломонова, был как бы сам по себе, то приуроченная к подмосковному авиасалону МАКС-2011 череда скандалов окончательно продемонстрировала, что речь идет не только о ценовом конфликте между производителями военной техники и покупателями из военного ведомства. И не о претензиях по качеству продукции. Фактически речь идет об откровенном сопротивлении деятельности министра обороны и его команды, с одной стороны, и ряду руководителей ВПК — с другой.

Скандальные публикации замелькали в отечественных СМИ с невероятной частотой. Причем, появление некоторых из них без содействия заинтересованных лиц не самого низкого уровня было бы невозможно.

Когда Герой России, заслуженный летчик-испытатель Магомед Толбоев в интервью «Московскому комсомольцу» говорит: «Что такое пятое поколение истребителей — это 80-е годы, мы тогда летали на них! Их придумали тридцать лет назад, а показываем в 2011-м» — это неприятно, но не слишком удивительно. Как не вызывает особого удивления его же сообщение о том, что центральную базу ВВС Московского военного округа — аэродром «Кубинка» — хотят продать какому-томиллиардеру. Разумеется, это — прямое обвинение в адрес министра обороны, но к таким вещам мы уже привыкли.

А вот, когда журналистку из той же газеты проводят по цехам выпускающегоракеты «С-300» завода «Авангард», подробно рассказывая, как обстоят дела на предприятии, это уже нечто новое. Особенно, когда при этом из пояснений анонимного работника завода выясняется, что военные обманывают всех:ракеты «С-300» уже не выпускаются, ракет «С-400», якобы принятых на вооружение, на самом деле, еще нет, а обещанная ракета «С-500» — вообще пока что миф. И прекрасная сентенция, высказанная представителем «Авангарда»: «Нами руководят люди, которые вряд ли представляют себе, как выглядят те ракеты, что мы делаем. При том составе чиновников, которые руководят нашим направлением и в концерне, и выше, понадобится еще минимум года три, чтобы комплекс С-400состоялся».

Нет, отнюдь не только вопросы цены вооружений лежат в основе разгоревшегося конфликта.

Но вот начался МАКС, и на первый план опять вышли проблемы армейских закупок. В первый же день работы авиасалона выяснилось: целый ряд контрактов, которые, как ранее планировалось, будут заключены между Минобороны и авиастроительными корпорациями, не состоятся. Первым заявил об этом напресс-конференции Михаил Погосян — глава ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». В данном случае речь шла о поставке корабельных»МиГ-29К». Вслед за этим «Вертолеты России» объявили, что договор на поставкувертолетов «Ка-52» для сухопутных войск пока находится в стадии согласования. И с вертолетами для французского «Мистраля» еще ничего не решено: военные до сих пор не знают, сколько их заказать для этого корабля.

Между прочим, после скандала, вызванного интервью академика Соломонова, президент Дмитрий Медведев давал поручение закончить оформление контрактов по гособоронзаказу летом. Лето заканчивается, а представители практически всех фирм говорят о том, что у них нет новых контрактов на этот год по гособоронзаказу.

Конечно, в оборонке у нас работают оптимисты, надеющиеся, что контракты можно будет заключить в сентябре-октябре нынешнего года (это в лучшем случае). Однако время технологического исполнения заказа на большинство военной продукции — 8, 9, 10 месяцев, так что гособоронзаказ-2011, несмотря на настоятельные требования руководства страны, опять сорван. А вопрос о том, будет ли у нашей армии современное оружие, обсуждается уже не только в кабинетах чиновников, но и в СМИ, практически полностью утратив былую секретность.

Очень может быть, что именно публичность конфликта вынудила военных в итоге договориться с холдингом «Вертолеты России» и Московским институтом теплотехники. Еще до завершения авиакосмического салона Минобороны подписало с вертолетостроителями контракты на поставку до конца года более 450 винтокрылых машин. «В рамках гособоронзаказа на 2011 год с Минобороны подписано семь долгосрочных контрактов, три краткосрочных, и один контракт по поставкам вертолетов Ка-52 находится в стадии подписания», — заявил по этому поводу директор холдинга «Вертолеты России» Дмитрий Петров, выразив при этом уверенность в том, что госзаказ этого года по поставке вертолетов будет выполнен. Со дня на день ожидается подписание соглашения с МИТ — институтом первого возмутителя спокойствия Юрия Соломонова.

А вот с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) подписанных контрактов нет. Минобороныпо-прежнему недовольно ценами на предлагаемую продукцию, считая их необоснованными. В итоге, как уверяют осведомленные источники, контракты на поставку 24 истребителей МиГ-29К и 65 учебно-тренировочных Як-130 общей стоимостью около 3 миллиардов долларов до 31 августа заключены не будут. Это произойдет только тогда, когда Минобороны согласует с производителями цену.

Правда, есть еще экспортные заказы, о которых представители ВПК в пылу борьбы с министром Сердюковым забывают. А вот глава «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин полон оптимизма. Продолжаются поставки вооружений в Сирию по ранее заключенным контрактам. И среди них, между прочим, самолеты Як-130 и различные тренажеры к ним. Хорошие перспективы, по его мнению, открываются в торговле с Иорданией и Бахрейном. По прогнозу Исайкина, в 2011 году «Рособоронэкспорт» перевыполнит прошлогодние планы по поставкам оружия зарубежным заказчикам и экспортирует его более чем на 9 миллиардов долларов. А портфель заказов возглавляемой им компании, по словам Исайкина, в первом полугодии текущего года превысил 36 миллиардов долларов. И наибольшие объемы приходятся на технику для ВВС.

Почему, общаясь с журналистами, представители ВПК обходят эти вопросы стороной? Разве «Рособоронэкспорт» торгует военной техникой, произведенных в других странах?

То, что происходит сегодня между ВПК и Минобороны — это не просто борьба за деньги. Это еще и борьба за целый комплекс интересов, прежде всего, интересов групп людей, стоящих во главе противоборствующих сторон. Именно это и определяет их тактику: военные стремятся не поднимать шума, а представители ВПК дают пространные интервью и водят журналистов по цехам закрытых предприятий. Военные и чиновники, оседлавшие оборонку, стремятся решить все вопросы в свою пользу в тиши кабинетов. Оказавшиеся в невыгодной ситуации производственники пытаются «вынести сор из избы», видя в этом единственную надежду на справедливое, с их точки зрения, распределение средств. Если противостояние затянется, оборонка может просто загнуться, оставив армию на милость западных производителей оружия.

Если руководство страны не хочет, чтобы ситуацию развивалась по такому сценарию, ему пора употребить власть для немедленного прекращения конфликта между Минобороны и ВПК. Пока не поздно.