Грузинский вопрос: уроки августовской войны

Прошло три года. Есть некая дистанция, позволяющая говорить о том, какие уроки может и должна извлечь Россия из войны августа 2008 года.

Эти уроки касаются вопроса соседей и ее политики в отношении соседей, границ, оставшихся после раздела СССР, стиля и методов политической деятельности.

Когда, при определении карты Европы после победы над фашизмом, Сталин настаивал на обеспечении влияния СССР в странах, являющихся его западными соседями – он ссылался на то, что Советскому Союзу (России), неоднократно подвергавшемуся провокациям и агрессии с Запада – не может быть безразлично, какие силы находятся в них у власти, и какую они проводят политику – дружественную или враждебную по отношению к нему. И его партнеры по Большой Тройке – согласились с его точкой зрения.

Это норму, по сути признанную в Ялте и Потсдаме на международном уровне – можно было бы определить как «принцип права на дружественного соседа».

И первый урок, который нужно сделать из событий августа 2008года – это необходимость признания права любой страны, соседом которой ведется враждебная по отношению к ней политика – обеспечивать изменение этой политики и того руководства, которое ведет такую политику.

Второй урок, это то, что власть любой страны, столкнувшись с тем, что у соседа к власти приходят новые силы – обязана проверять и анализировать, каковы эти силы и какую политику в отношении ее они могут занять. России нужно было принимать меры по обезвреживанию Саакашвили задолго до того, как он начал эту войну. Поскольку задолго до августа 2008 года было ясно, каковы установки и намерения Саакашвили. И свои цели установления контроля над не признававшими его территориями он никогда не скрывал.

Устрани Россия его раньше – она сохранила бы жизни погибшим на войне своим гражданам, гражданам Южной Осетии и Грузии.

Третий урок. События пятидневной войны не были российско-грузинской войной. Грузия и грузины в массе своей не воевали ни против Осетии, ни против России. Войну вели наемники Саакашвили. И российская армия победила не только потому, что разбила их ударные части, но и потому, что срочно отмобилизованные и направленные против нее вторые эшелоны грузинской армии – отказались воевать против России и попросту разошлись, воткнув «штык в землю». Практически всюду, куда приходил российские войска, местное грузинское население приветствовало их, сотрудничало с ними, как сотрудничала с ними и местная администрация и органы правопорядка.

Четвертый урок. Нужно признать, что границы, образовавшиеся между государствами, провозглашенными на территории СССР – неестественны и в таком виде лишь порождают мирные либо военные конфликты. Из 24 пар республик СССР, провозглашенных независимыми государствами – лишь 2 пары – Россия и Белоруссия. Латвия и Литва – не имеют друг к другу в той или иной форме выраженных территориальных претензий.

Эти конфликты можно длительное время держать в замороженном состоянии – но они постоянно чреваты разгоранием вооруженных конфликтов.

Пятый урок. Эти границы выполняли свою роль и были оправданны, когда они были внутренними административными границами СССР. И они абсолютно произвольны и бессмысленны как границы между разными государствами. Они должны быть пересмотрены. И при их пересмотре основанием для их сохранения или изменения в принципе не может быть то, что таковыми они были в Союзном Государстве. Будь Россия и Украины отдельными государствами в 1950-е годы – никому в голову не пришло бы передавать последней Крым – как и ранее Донбасс и все Южные и Восточные области УССР.

Не войди Армения и Азербайджан в 20-е годы в одной общее государство – ни Армения, ни Карабах никогда не согласились бы на вхождение последнего в Азербайджан. Который просто не смог бы обеспечит и удерживать эту территорию – как не могла обеспечить контроль над этой территорией провозглашенная после революции Азербайджанская демократическая республика, за два года своего существования никогда не контролировавшая полностью свою территорию, полтора года из них оккупированная сначала турецкими, а затем – английскими войсками.

Точно также, не существуй Молдавия и Украина в составе СССР, никому на Украине не пришло бы в голову передавать Молдавии нынешнее Приднестровье – а тогда – Молдавскую АССР . То, что было возможно, оправданно и эффективно в отношениях между членами одного государства – не может быть признано нормальным в отношениях между разными государствами. Границы должны быть подвергнуты пересмотру. И если провозглашенные государства не готовы к всесторонней и полноценной реинтеграции, прохождение старых внутренних границ СССР не может быть освоением установления новых границ между независимыми государствами. И есть два пути определения между ними новых границ: либо на основании обращения к исторической принадлежности той или иной территории в тот период, когда они существовали как независимые до вхождения в Российскую империю и СССР, либо на основании волеизъявления жителей данных территорий, населявших их в момент раздела СССР.

Либо вся территория Грузинской ССР входит в состав Союзного государства с Россией – либо каждая территория Грузии имеет право сама определить свою судьбу и свой государственный статус. Этот принцип не действует в отношении России – потому что документы о выходе из состава СССР в конституционном порядке не ратифицировала.

Шестой урок. Границы между провозглашенными на территории СССР государствами являются вопросом их взаимного урегулирования. Никакое иное государство не может иметь отношения к этому процессу.

Седьмой урок. Практика урегулирования конфликта в 2008 году показывает, что, с одной стороны, иностранные партнеры России в любой ситуации будут создавать препятствия для проведения ее ответственной политики. Но в создании этих препятствий не перейдут за границу риторических действий и заявлений. Какой бы ни был масштаб и характер действий России на территории СССР, западные страны никогда не пойдут с ней на прямой конфликт из-за этих разногласий. В 2008 году их реакция на действия России, освободи она всю Грузию — мало отличалась бы от той, которая последовала за защитой Южной Осетии и Абхазии и их последующим признанием.

Общие политические и экономические интересы России и стран Запада намного значимее для последних, чем разногласия по поводу границ на указанной территории. Если Россия сумеет осуществить установление эффективного контроля над всей своей территорией в границах СССР, — это будет в возможно эмоциональной внешней реакцией. Но не скрываемым внутренним облегчением воспринято всеми значимыми странами мира.

Седьмой урок. Не доведя освободительную операцию в августе 2008 года до своего завершения – Россия не разрешила конфликт по сути – а лишь заморозила его, позволила сохраниться у власти Саакашвили, сохранила на своей границе враждебный ее народам режим и создала возможность для проникновения на свою историческую территорию сил и влияния геополитического конкурента. По сути – ситуация лишь усугубилась. Но она должна быть разрешена и разрешена радикально.

Восьмой урок. Вступая в любой конфликт, тем более вооруженный, никогда нельзя урегулировать его «наполовину», его нужно урегулировать до конца. Нельзя ограничиваться «снижением конфликтности до уровня ниже взрывоопасности». Конфликт должен быть разрешен полностью – то есть, устранены причины и корни конфликта. Конфликт можно считать разрешенным, когда стороны пришли к полному и содержательному согласию, а силы, выступавшие против достижения согласия – полностью обезврежены.

Девятый урок. Неестественные границы государств, провозглашенных на территории СССР, существуют скоро как двадцать лет. Столько же, и даже больше, чем просуществовали в Европе границы, навязанные ей Версальским договором. Россия всегда считала этот договор грабительским и унизительным. У нее нет оснований рассматривать установление при разделе СССР границы – иначе.

Десятый урок. Очень часто то, что соответствует интересам справедливости, отвечает политической логике, и требуемо интересами страны – скептиками, не имеющими политической воли может рассматриваться как некая несбыточная политическая экзотика. Но, как говорил Вебер, «верно, что политика – искусство возможного. Но верно также и то, что часто возможное становилось возможным потому, что стремились к невозможному».

Одиннадцатый урок. В августе 2008 года Россия не довела свою миссию до конца потому, что не сознавала свои подлинные цели в этом конфликте. Ограничилась решением сиюминутных вопросов. Но политика требует никогда не играть с конфликтами. Видеть их истинные причины, свои в них интересы свои стратегические цели. В любой политической конфликтной ситуации – нельзя останавливаться на полпути. Нужно четко поставить перед собой цель, переступать через препятствия, верить в свои силы – и шаг за шагом к этой цели идти, игнорирую протесты и осуждения тех, кому не выгодно достижение тобой своей цели.