«Кунаки Путина» пытались подорвать «Сапсан»

Стало известно, какой именно крупный теракт предотвратила не так давно Федеральная служба безопасности. Напомним, ее глава 18 июля доложил президенту Дмитрию Медведеву о предотвращении крупного теракта на транспорте в столичном регионе и о задержании подозреваемых. «Нами проведена работа и предотвращен крупный теракт в московском регионе.

Задержана преступная группа из четырех человек из Северного Кавказа, которые готовили теракт на объектах массового пребывания людей и объектах транспортной инфраструктуры», — сказал Бортников на встрече с Медведевым.

У задержанных изъято самодельное взрывное устройство мощностью 10 кг в тротиловом эквиваленте, оружие и карта-схема готовившегося преступления, отметил он. «Получены признательные показания», — сообщил Бортников.

Итак, как пишет газета Коммерсантъ, вслед за подрывами двух поездов «Невский экспресс» лидеры северокавказского бандподполья планировали организовать крушение пользующегося большой популярностью у политиков и бизнесменов скоростного пассажирского поезда «Сапсан» на маршруте Москва — Санкт-Петербург.

По версии следственного управления ФСБ, предполагаемым организатором теракта является житель Кабардино-Балкарии 22-летний Ислам Хамужев, перебравшийся в Дагестан и прошедший спецподготовку у бандитов. Вскоре после этого лидеры незаконных вооруженных формирований отправили Ислама Хамужева в Москву, где он набрал себе группу. Хамужев познакомился в одной из мечетей с живущими в столице выходцами из Чечни и Ингушетии Мурадом Эдильбиевым и Мурадом Умаевым, а также приехавшим в столицу из Мордовии Фяритом Невлютовым.

На допросах стало известно, что в июне этого года Хамужев поставил задачу — взорвать пассажирский поезд «Сапсан». Интересно, что один из преступной группы — Мурад Эдильбиев — объяснил свое участие в подготовке крупного теракта тем, что в 1999 году видел, как под ударами федеральных сил «гибли его товарищи», и при этом российские военнослужащие «грубо нарушали права жителей республики». Правда, когда он заметил нарушения прав человека и «терял товарищей», ему было десять лет…

Как установило следствие, Мурад Эдильбиев по заданию Ислама Хамужева приобрел удобрение на основе аммиачной селитры, которое используется в производсте самодельных взрывных устройств, а также другие компонены и детали. Все это чеченец привез на квартиру, снятую организатором в районе железнодорожной платформы Лосиноостровская. Фярит Невлютов («Абдулла-татарин») на своем автомобиле все это доставлял. Как утверждает следствие, Мурад Умаев непосредственно в диверсионной работе задействован не был, однако «регулярно присутствовал на всех собраниях группы и принимал активное участие в обсуждении деталей предстоящей акции».

В предъявленном обвинении говорится, что в в конце июня группа в полном составе отправилась на автомобиле Невлютова искать место, подходящее для подрыва. Наиболее подходящим был признан небольшой перелесок у железнодорожной платформы Фирсановка. Время подрыва террористы не выбрали, поскольку выбор у них был достаточно широкий — поезд ходит несколько раз в сутки. Зато диверсанты составили подробный план-схему местности, который у них впоследствии изъяли чекисты.

Однако что-то пошло не так: в самом начале июля главный подрывник Ислам Хамужев неожиданно засобирался на родину и поручил совершить подрыв Эдильбиеву. Сообщники собрали все заготовки для бомбы вместе с карабином «Сайга» и и перевезли на квартиру Мурада Эдильбиева. Впрочем, все эти передвижения уже проходили под контролем ФСБ. Подробности того, как и когда контрразведка вышла на группу, по понятным причинам не сообщаются.

Ислам Хамужев исчез: он не успел уехать в Кабардино-Балкарию, его взяли 2 июля. Эдильбиев, сообразивший, что после загадочного для него исчезновения главаря на него могут повесить основную вину, решил избавиться от будущей бомбы и карабина. Под покровом темноты он вывез сумку с опасным грузом в парк Покровское-Стрешнево, где выбросил все это в кусты. Однако тут же был задержан.

7 и 8 июля Лефортовский суд Москвы арестовал всех четверых на два месяца, а ФСБ инкриминировала им приготовление к теракту, незаконное изготовление и хранение оружия и боеприпасов (ст. 30, 205, 222 и 223 УК РФ).

Поскольку ФСБ собрала множество улик по делу о подготовке теракта, который мог бы унести сотни жизней, обвиняемым грозят внушительные сроки. Как пишет «Ъ», защита рекомендует задержанным заключить досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием и ходатайствовать о рассмотрении дела в особом порядке.