СМИ: авария с «Экспресс-АМ4» отразится на простых гражданах

Авария со спутником «Экспресс-АМ4», который накануне не вышел на расчетную орбиту, станет серьезной проблемой отрасли связи и отодвинет развитие цифровых технологий в России на несколько лет. Помимо внедрения цифрового телевидения, спутник мог обеспечить связью людей в отдаленных районах страны. Некоторые эксперты предполагают, что спутник бессмысленно искать в космосе — он мог упасть на землю. Обзор статей российской прессы о потере спутника составил портал «Заголовки.ru».

Гендиректор компании «Рэйстелеком» Сергей Пехтерев сравнивает срыв запуска «Экспресс-АМ4» с катастрофой на Саяно-Шушенской ГЭС. Авария, по его мнению, затормозит развитие отрасли связи на два-три года, пишет газета «Ведомости». Пехтерев говорит, что «Экспресс-АМ4» — первый в серии «Экспресс», собранный целиком на базе иностранной электроники, поэтому он смог бы проработать 15 лет — в среднем вдвое дольше, чем его предшественники.

«Это серьезный ущерб для отрасли связи», — признала пресс-служба Минкомсвязи. По данным министерства, емкость «Экспресс-АМ4» составляет 2722 МГц, или почти треть всей действующей сейчас группировки из 11 спутников «Космической связи».

— Потеряна почти половина аппаратов серии «Экспресс-АМ»: российский рынок связи занимают иностранцы
— Власти обещают перейти на «цифру» в срок
— Спутник мог обеспечить связью удаленные регионы страны
— СМИ выясняют возможные причины аварии
«Экспресс-АМ4» был предназначен для предоставления пакета мультисервисных услуг (цифровое телерадиовещание, телефония, видеоконференц-связь, передача данных, доступ к Сети интернет). Причем главное в этом перечне — именно цифровое телевидение, отмечает «Независимая газета».

Антенны спутника должны были обеспечить устойчивое покрытие почти всей территории России, а также стран СНГ и Центральной Европы. Присутствовавший на запуске глава Минкомсвязи Игорь Щеголев не жалел самых лестных эпитетов, называл «Экспресс-АМ4» «выдающимся по своим параметрам телекоммуникационным спутником не только для России, но и для всего мира».

Источник в Минкомсвязи признался, что потеря времени огорчает значительно больше, чем материальные издержки, которые можно будет компенсировать с помощью страховки. Спутник был застрахован «Ингосстрахом» на 7 млрд рублей.

«Экспресс-АМ4» создавали два года. Чтобы сделать спутник на замену потерянного аппарата, понадобится не меньший срок. Пока его будут создавать, в лучшем случае на «цифру» удастся перевести некоторые регионы страны. Но для этого придется еще провести ревизию резервных мощностей, которыми располагает российская орбитальная группировка.

Потеряна почти половина аппаратов серии «Экспресс-АМ»: российский рынок связи занимают иностранцы

Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев накануне на Байконуре рассказывал журналистам, что до 2013 года будет запущено еще шесть аппаратов данной серии. «Они закроют 97% территории России и ряд соседних стран, поэтому Россия сможет сделать этим странам коммерческие предложения по оказанию услуг связи уже через пару лет», — заявил он.

Если «Экспресс-АМ4» утрачен, то получится ровно наоборот: российские потребители все больше будут зависеть от зарубежных спутниковых провайдеров, пишет газета «Известия».

«За последние годы мы утратили полностью или частично три аппарата серии «Экспресс-АМ» из семи, и наш рынок постепенно занимают иностранные операторы: главным образом Intelsat и частично Eutelsat», — констатирует гендиректор компании «Рэйстелеком» Сергей Пехтерев.

«Впоследствии, когда наши новые спутники наконец начнут работать на орбите, будет крайне тяжело вернуть потребителей. Например, порядка 9 млн антенн абонентов «НТВ Плюс» и «Триколор ТВ» сегодня настроены на точку 36 градусов, где стоит спутник Eutelsat W4. Поверить в то, что потребители в будущем повернут эти антенны на другую позицию, практически невозможно», — считает он.

Власти обещают перейти на «цифру» в срок

Возможная потеря спутника «Экспресс-АМ4», запущенного ночью 18 августа, ставит под угрозу выполнение установленных сроков по обеспечению цифровым телевизионным вещанием 19 регионов России, сообщил накануне представитель пресс-службы ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), которое является исполнителем ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы».

На это пресс-секретарь главы Минкомсвязи РФ Елена Лашкина заявила агентству, что сроки перехода РФ на цифровое телерадиовещание, запланированного на 2015 год, из-за возможной утраты спутника «Экспресс-АМ4» переносить не планируется.

По ее словам, в случае невозможности использования космического аппарата «Экспресс-АМ4» для доставки цифрового телевизионного сигнала до пунктов вещания РТРС предполагается более активно задействовать наземные линии связи ОАО «Ростелеком».

Спутник мог обеспечить связью удаленные регионы страны

Спутник мог обеспечить связью людей в удаленных регионах. Их немного, но других способов связи для них нет, считает директор по маркетингу оператора «Ретннет» Алексей Кипчатов. По его словам, большинство жителей России проживают компактно вдоль железных дорог, и на них авария спутника не скажется никак, но на Севере и в других удаленных регионах со связью будут проблемы.

«Экспресс-АМ4» мог уже упасть на землю

До вечера четверга «Экспресс-АМ4» не смогла засечь ни одна из существующих на Земле систем обнаружения небесных объектов. Не нашла спутник и самая совершенная на сегодняшний день система слежения за околоземным пространством NORAD, принадлежащая американо-канадскому командованию воздушно-космической обороны Северной Америки, которая способна отслеживать объекты величиной более 10 см. «Экспресс-АМ4» весит 5,7 т, отмечает газета «Известия».

В Роскосмосе воздерживаются от комментариев по поводу судьбы спутника. «Решением руководителя Роскосмоса создана комиссия для выяснения причин случившегося», — заявил официальный представитель Роскосмоса Алексей Кузнецов.

Неофициально высокопоставленный чиновник космического ведомства высказал предположение, что спутника уже нет. «Раз его не нашли за весь день, то скорее всего он уже упал на Землю. Не исключаю, что разгонный блок во время завершающего включения направил аппарат в неверном направлении», — сказал он.

СМИ выясняют возможные причины аварии

Источник «Ведомостей» в космической промышленности говорит, что сбой, произошедший в четверг, похож на аварию в феврале 2006 года при запуске арабского спутника Arabsat-4A. Тогда на орбиту его должны были доставить те же самые «Протон-М» и «Бриз-М», которые разрабатываются в Космическом центре им. Хруничева. Тогда, в 2006 году, при одном из включений разгонный блок отработал меньше положенного, и космический аппарат так и не заработал.

Специально созданная комиссия будет выяснять причины нынешней аварии с российским спутником, говорит собеседник «Ведомостей». По его словам, похоже, что у комиссии будут вопросы к гендиректору «Хруничева» Владимиру Нестерову.

Газета «Коммерсант» проводит параллели с другой космической аварией. В феврале ракета-носитель «Рокот» с разгонным блоком «Бриз-КМ» (разработки ГКНПЦ имени Хруничева) не смогла вывести военный спутник «Гео-ИК-2» на целевую орбиту — спутник был потерян для Минобороны.

Пробыв на орбите около трех месяцев, он сгорел в атмосфере. Тогда основной причиной произошедшего были названы неполадки в одном из приборов системы управления — КИ45-7, разработкой которого занимался Научно-исследовательский институт прикладной механики имени Кузнецова.

В случае с «Экспресс-АМ4» произошло нечто подобное. Для выполнения поставленных задач разгонному блоку «Бриз-М» нужен определенный комплекс гироприборов (гиростабилизатор с набором электронных устройств). Этот комплекс предназначен для измерения и выдачи в цифровом виде в систему управления параметров движения носителя (ускорения и его положения в пространстве).

Для «Бриза-М» эту систему разрабатывало ФГУП «Научно-исследовательский институт командных приборов» (Санкт-Петербург). По информации «Коммерсанта», неисправность одного из элементов прибора могла повлиять в целом на всю ориентацию гироплатформы, вследствие чего «разгонник» улетел не на ту орбиту. Не исключено, что именно этот вопрос и будет обсуждать созданная комиссия.