Минфин не хочет платить за смерть солдата

Вахитовский районный суд Казани приступил к рассмотрению искового заявления Натальи Бербиной, чей брат после избиения прапорщиком был найден мертвым на Казанском пороховом заводе. Представитель министерства финансов России (ответчик) не признал иск сестры погибшего рядового и заявил, что предъявлять требования необходимо к войсковой части, где произошла трагедия.

Судья Дания Шакирьянова удовлетворила ходатайство о привлечении должностных лиц войсковой части и министерства обороны РФ в качестве третьих лиц.

«Наталья Бербина имела право выбирать, с кого требовать компенсацию за гибель брата — с осужденного прапорщика, войсковой части или Минфина России, — отмечает юрист Андрей Сучков, по инициативе Казанского правозащитного центра представляющий интересы истца. — По опыту работы могу сказать, что после завершения судебной тяжбы получить деньги от финансового органа намного проще и быстрее, чем от осужденного либо войсковой части».

Следующее заседание в Вахитовском районном суде Казани состоится 22 сентября.

Справка

В апреле этого года Казанский гарнизонный военный суд признал прапорщика войсковой части № 3730, дислоцированной в Казани Анатолия Федотова виновным в превышении должностных полномочий с применением насилия и с причинением тяжких последствий и назначил ему наказание в виде 4 лет лишения свободы в колонии общего режима. Осужденного лишили права занимать командные должности в Вооруженных силах в течение двух лет и звания.

Суд установил, что утром 12 июня 2009 года на территории Казанского порохового завода нетрезвый прапорщик Анатолий Федотов потребовал от Александра Бербина надеть противогаз и в таком виде заставил его выносить мебель из караульного помещения наружу — якобы «для тренировки навыков тушения пожара».

Спустя некоторое время Александр снял противогаз, это разозлило пьяного прапорщика, который приказал подчиненному принять «упор лежа». Бербин отказался — тогда Федотов отвел рядового за угол караульного помещения и несколько раз ударил его, в том числе «ногой, обутой в ботинок с высоким берцем». У 23-летнего Бербина образовались «ссадины лобной области справа и слева, на спинке носа, в левых скуловой и щечной областях, в левой надлопаточной области, двух на правой голени, кровоподтеки на верхних веках обоих глаз, правой щечной области и в проекции нижней челюсти справа».

Следствие пришло к выводу, что избиение со стороны прапорщика привело к развитию у Бербина «временного психического расстройства в форме острой реакции на стресс, обусловленного внезапно возникшей угрозой его жизни». В ходе несения караульной службы, тяжело переживая жестокое обращение со стороны Федотова, ощущая субъективную непереносимость сложившейся ситуации и отсутствие выхода из нее, рядовой решил покончить жизнь самоубийством. Перед этим он получил штатное оружие — автомат Калашникова и два снаряженных магазина, в каждом из которых было по 10 патронов.

Из материалов дела следовало, что Бербин совершил суицид возле постового грибка — рядовой вставил в рот дуло автомата и нажал на спусковой крючок. Согласно акту судебно-медицинского исследования, причиной смерти стало огнестрельное ранение головы с повреждением вещества головного мозга.

Казанские правозащитники, сразу после трагедии ставшие представлять интересы семьи погибшего, помогли Наталье Бербиной (сестре покойного) составить исковое заявление о компенсации морального вреда в размере 700 тысяч рублей.