Антон Орех: два слова в защиту космоса

Новое ЧП в российской космической отрасли. Спутник «Экспресс АМ-4» сегодня сначала потеряли, а затем обнаружили на нерасчетной орбите. Как уточняет ИТАР-ТАСС, россияне были вынуждены обратиться за помощью к французским коллегам, которые обещали подключить к поиску аппарата свой космический центр в Тулузе, оснащенный мощным оборудованием. Между тем, возможная потеря данного спутника может сорвать сроки внедрения цифрового телевидения.

Конечно, это очень печально, что мощнейший спутник, который мы собирались триумфально вывести на орбиту, и который должен бы обогатить нас новыми информационными услугами, связью и прочими прелестями, улетел куда-то не туда. Но повод ли это для насмешек над нашей космической индустрией? Повод ли это для заламывания рук, мол, зачем нам столько денег тратить на этот космос? Повод ли это говорить о том, что славные времена прошли, а наша космонавтика в упадке?

Я думаю, что это печальное происшествие является поводом для одного-единственного действия: тщательного и детального изучения причин, для последующего их устранения. Все остальное философия и демагогия. Слава богу, эти запуски не являются частью патриотической пиар-кампании, как с ракетой «Булава». Эту «Булаву» будут запускать до опупения, просто потому что про нее уже на весь мир растрезвонили. А тут вроде бы есть шанс действительно разобраться что к чему и исправить неполадки.

Что касается причитаний и стонов, то давайте раскинем мозгами. Да, запуск потерпел неудачу. Да, это не первая уже неудача со спутниками. Но разве могло быть иначе? Эти спутники запускают десятками, сотнями. И эта отрасль по-прежнему остается экстремальной, сложнейшей сферой. Поэтому вполне естественно, что время от времени что-то идет не так.

Просто даже по теории вероятности эти спутники должны иногда падать, теряться, ломаться. И они будут пропадать и ломаться всегда. Впечатление, что это происходит постоянно, возникает потому, что про спутники говорят только тогда, когда с ними что-то не в порядке. Это при советской власти нам докладывали обо всех запусках и создавалось впечатление, что наша космическая жизнь состоит из одних триумфов.

Сейчас успешные запуски – это рутина, а вот неудачи – это уже новость. Потому что новость – это когда что-нибудь плохо. И по поводу безумных трат на космос тоже не согласен. Во-первых, космос – одна из немногих областей, где мы в числе мировых лидеров. И на коммерческих запусках аппаратов для всего мира зарабатываем гораздо больше, чем стоит потерянный нынче спутник.

Я не думаю, что наша космическая программа какая-то ущербная. Вон американцы закрыли программу «Шаттлов» и теперь будут летать в космос на наших кораблях – но разве это повод говорить об ущербности американской космонавтики? Хотя «шаттлы» оказались нерентабельны, да еще и астронавты на них гибли, а мы, тьфу-тьфу-тьфу, трижды стучу по дереву, хотя бы космонавтов не теряем, ограничиваясь только спутниками.

Так что давайте продолжать осваивать космос, не жалеть на это денег и запускать спутники. Без потерь здесь, к сожалению, не обойтись. А страшны не ошибки. Страшно, когда одни и те же ошибки не исправляются, а повторяются снова.