Что скрывают от россиян официальные ведомства?

10 августа на встрече с главой Минкомсвязи Игорем Щеголевым президент России Дмитрий Медведев сообщил о подписании ряда указов, касающихся размещения в интернете информации о деятельности министерств и ведомств. Указы касаются девятнадцати государственных структур, таких как МИД, МЧС, Минюст, СВР, МВД, Минобороны, Государственная фельдъегерская служба, ФСИН, ФССП, Рособоронзаказ, ФМС, ФСО, Госнаркоконтроль, Рособоронпоставка, Управление делами президента и др.

Большинство интернет-источников, тиражировавших эту информацию, упустили главное в этой новости — указы созданы, не просто чтобы подстегнуть нерадивых чиновников, не желающих выполнять государственную программу «Информационное общество (2011—2020 годы)», где об открытости государственных структур и без того говорится чуть не в каждом втором пункте. В пресс-релизе администрации президента подчеркнуто, что «указы подписаны в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», предусматривающей, что эти перечни утверждаются президентом Российской Федерации».

Глава Минкомсвязи Щеголев, согласно официальному отчету, отреагировал на президентские указы вполне адекватно, заявив, что «после появления указов этот мониторинг (деятельности ведомств по раскрытию информации. — Ю. Р.) будет, конечно же, осуществляться еще более эффективно». То есть, иными словами, Минкомсвязи и без того пашет в поте лица, но ваши ценные указания, Дмитрий Анатольевич, конечно же, не лишние, спасибо вам за заботу.

Так и было упущено главное содержание этих указов — сами перечни обязательных к публикации сведений. По идее теперь каждый гражданин России должен точно знать, что именно обязана публиковать на своем сайте, к примеру, Служба внешней разведки. Но удовлетворить свое любопытство вам не удастся — на официальном сайте президента kremlin.ru (предоставляющем аж две системы поиска официальных документов за подписью президента — в текстовом и графическом виде), как и в других государственных информационных системах, полных текстов указов на 11 августа не имеется. Можно прочесть только общее их описание в упомянутом пресс-релизе администрации президента.

Я попросил прокомментировать ситуацию эксперта по вопросам электронного правительства, создателя проекта OpenGovData.ru Ивана Бегтина. Он отреагировал весьма критически:

«Решение об обеспечении прозрачности в России принимаются непрозрачно. И этот случай лишнее тому подтверждение. Вместо запуска публичных обсуждений того, какая информация и в какой форме должна публиковаться ведомствами, Медведев подписывает указы, о которых мы даже не знаем, кто их готовил и кто составлял перечни информации, которая должна публиковаться. Иначе говоря, мнение граждан и экспертного сообщества, основных потребителей этой информации, было полностью проигнорировано. Более того, опубликовано только описание этих указов, а сами тексты недоступны. Это все, мягко говоря, несерьезно. Если Медведев захочет заняться прозрачностью всерьез, а не для симуляции активности, он поймет, что необходимо организовать публичное обсуждение вопросов прозрачности и открытости органов государственной власти, вынеся на общественное обсуждение существующие законы, указы и постановления по этой теме, а также организовав сбор предложений и замечаний от граждан и экспертных организаций».

Эти «непрозрачные указы о прозрачности» очень хорошо укладываются в общий стиль деятельности нашего государства — когда нормы, которые надлежит выполнять, распылены по законам, постановлениям федерального и местных правительств, ведомственным актам, судебным постановлениям и прочим информационным массивам, в которых не разберется даже опытный юрист.

Но все-таки интересно, а что же там теперь обязана публиковать открыто Служба внешней разведки: неужели список наших шпионов в США?