Медведев вплотную занялся проблемами образования

Президент сегодня поручил правительству разработать систему защитных мер от махинаций во время единого государственного экзамена. ЕГЭ и реформа образования стали сегодня темой совещания с педагогами, которое Дмитрий Медведев провел в Майкопе. Глава государства пообещал провести публичные дискуссии о дальнейшем развитии ЕГЭ, но это, как подчеркнул президент, вовсе не означает, что экзамен может быть отменен.

Перед педсоветом, словно перед экзаменом, учителя усиленно штудировали проект нового закона «Об образовании». Это главная тема августовских собраний педагогов во всех регионах. Сейчас обсуждается уже третья редакция документа — на предыдущую в Интернете поступило почти 11 тысяч замечаний и предложений.

«Мне бы очень хотелось, чтобы голос педагогической общественности при окончательном согласовании версий этого закона был услышан. И именно поэтому мы его принимаем так долго. Можно ж было сделать иначе. Можно было сказать: все, обсуждение закончено, поговорили полгода и хватит, учли, там, определенный набор поправок. Даже такой важный закон, который охраняет нашу жизнь, как закон «О полиции», мы обсуждали существенно меньше, потому что все-таки образование — это может быть самая главная ценность, которую человек создает для себя всю жизнь, и поэтому мы так долго его обсуждаем», — заявил Дмитрий Медведев.

Одна из самых острых тем по-прежнему ЕГЭ. Сдача единого госэкзамена в этом году вновь не обошлась без скандалов.

«Я пока не слышал ни от одного педагога, допустим, такой позиции, что это вредная вещь, зря вы это все затеяли. Никто из педагогов об этом не говорил. Политики говорят, но у политиков свой хлеб, им нужно зарабатывать политические очки. А вот педагоги не говорят. Но есть серьезные проблемы. И то, что мы каждый год что-то пытается улучшать, я считаю, это правильно. В этом году мы столкнулись с еще одним набором неприятных фактов, все они вам хорошо известны. Задания были размещены в социальных сетях, в Интернете. Вместо целого ряда выпускников тесты заполняли студенты. Но скажу вам прямо: я не считаю, что это порождение единого госэкзамена. Это просто грубое нарушение установленного порядка и, простите, отсутствие культуры. Для того, чтобы заблокировать подобную возможность, я требую от министерства и от правительства в целом подготовить юридические и технологические решения, которые будут препятствовать таким нарушениям», — потребовал глава государства.

И тем не менее сама система ЕГЭ, отметил президент, должна развиваться. Учителя в принципе «за». Но, например, директор республиканской естественно-математической школы уверен, что единый госэкзамен в нынешнем виде — одна из причин того, что уровень математической грамотности школьников падает.

«Сегодня учитель в старших классах, опять же, я говорю о математике, подчас занимается не обучением детей, а подготовкой к единому государственному экзамену. В результате мы перестали изучать геометрию. А почему перестали изучать? А потому что в варианте единого государственного экзамена всего три задачи», — сообщил Мамий Дауд, директор республиканской естественно-математической школы при Адыгейском государственном университете.

«Я обратил внимание на то, как зал захлопал словам о том, что результат работы педагога проявляется в результатах подготовки к ЕГЭ. И это, видимо, кажется многим неправильным. Так? Вот. Я тоже с этим согласен, потому что миссия педагога, знания, которые вы даете, это точно не результат этого теста и набор баллов. Но мы не можем этого не учитывать, это вы тоже должны понимать. Вы согласитесь, практически нет ни одной страны, где отсутствовал бы экзамен, подобный нашему. Это тоже так. И раз человечество от этого не отказывается, значит это правильный путь «, — считает Дмитрий Медведев.

Независимая оценка качества образования — как раз то, что должен предоставить новый закон «Об образовании». И еще — большие возможности для школ, в том числе финансовые. Муниципальные школы могут перейти в статус автономных.

Средняя школа номер 11, которую осмотрел президент, пока на балансе муниципалитета. Построенная в 1986 году, сейчас она на ремонте, после которого будет соответствовать всем требованиям. А вот этот детский сад — изначально современный проект. Построен по новым технологиям быстрого возведения всего за 8 месяцев. Качеством работ и количеством помещений воспитатели довольны. Есть комнаты отдыха, медблок, спортивный и музыкальный зал, там как раз проходила репетиция. Впрочем, отвести своих детей в этот сад могут далеко не все родители. Общая для всей страны проблема — нехватка мест.

Дошкольному образованию в новом законопроекте особое внимание. Как и социальным гарантиям. Размер стипендии учащихся, как планируется, будет составлять не менее трети минимального размера оплаты труда, то есть около полутора тысяч. Особое внимание и гарантиям учителям.

«Оплата их труда не должна ограничиваться никаким максимальным размером, а должна определяться квалификацией, сложностью и качеством работы. При этом средняя зарплата педагогов должна быть не ниже средней зарплаты тех, кто занят в экономике соответствующего региона. Это, конечно, правильно. И для этого необходимо планировать деньги. Но цель эта абсолютно правильная. Вы знаете, в новом учебном году фонд оплаты труда учителей должен увеличиться не менее, чем на треть», — заявил президент.

А вот заработки на стороне, репетиторство законопроект ограничивает. В тексте говорится, что платно заниматься с собственными учениками преподавателю запрещено, правда, с оговоркой: «если это приводит к конфликту интересов педагогического работника».

Чтобы стать законом, проекту документа «Об образовании» предстоит пройти еще большой путь согласований. До конца августа педсоветы, осенью еще один этап общественного обсуждения, в ноября-декабре — согласование с ведомствами и заксобраниями. Так что принят новый закон «Об образовании» будет не раньше, чем в следующем году Госдумой уже нового созыва.