Проект Навальный: кто борется с неугомонным блогером?

Протестное движение в интернете уже давно сформировало своих героев и антигероев. Но одна фигура занимает особое место, фактически расколов интернет на два противоборствующих лагеря — противников и сторонников, устраивающих виртуальные драки с редким постоянством. Речь о блогере Алексее Навальном, известнейшем борце с коррупцией, авторе и популяризаторе слогана «Единая Россия — партия жуликов и воров». Кто населяет лагерь противников Навального? Какие силы задействованы, чтобы «очернить и утопить» его?

Все началось год назад с публикаций Навальным в «Живом журнале» (ЖЖ) своего расследования о якобы имевших место масштабных хищениях в госкорпорации «Транснефть» на строительстве трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), где, по словам блогера, пропало не менее 4 млрд долларов. Этот пост побил рекорд рейтинга ЖЖ и до сих пор сохраняет в нем первое место.

В соответствии с законом физики — сила действия рождает силу противодействия — возник лагерь людей, не согласных с публикациями Навального, которые даже сформировали собственное самоназвание — «проект Навальный». В своих текстах они называют борца с коррупцией агентом иностранных разведок, умело играющим на настроениях людей и проблемах современной России с целью дестабилизировать обстановку в российском обществе и организовать в стране очередную «цветную» революцию.

Навальный и ЖЖ. Найти аккаунты людей, выступающих против Навального и его деятельности, не составляет труда. Больше всего таких постов пишут:

krispotupchik. Это блог пресс-секретаря движения «Наши» Кристины Потупчик. Ее посты против Навального регулярно выходят в топ ЖЖ.

yarosh. С этого аккаунта пишет Александр Ярош — руководитель идеологического блога «Наших» в интернет-пространстве.

leteha. Павел Данилин, шеф-редактор сайта kreml.org, политтехнолог, состоявший в руководстве движения «Молодой гвардии Единой России».

Правда, по мнению некоторых блогеров, посты прокремлевских молодежных движений занимают высшие позиции при помощи бот-накруток и других «нечестных» приемов. Для подтверждения этих наблюдений была даже создана специальная программа.

Блогеров, пытающихся «затоптать» Навального, вне зависимости от того, являются они активистами провластных «молодежек» или нет, связывают общий стиль написания и одинаковые аргументы. Почти всегда фигурируют слова «Госдеп США», «проект», «пиар», присутствуют карикатуры на «пиндосов», на «мировое правительство» (оно же — «закулисье») и самого Навального. Посты появляются в топе ЖЖ почти каждый день.

Навальный и СМИ. Вне виртуального пространства против Навального объединились и некоторые СМИ. В частности, в «МК» запомнилась серия статей, которые раскритиковали блогеры за ангажированность. Например, в статье «Сеанс антикоррупционного разоблачения» (от 1 апреля 2011 г.) было рассказано про некий «Информационно-аналитический центр», который предлагает «уникальный комплекс услуг по репутационной защите, проведение PR-кампаний и надежную защиту от конкурентов». В прейскуранте «центра» значилась, в частности, услуга по размещению поста в блоге Навального за 100 тысяч долларов. Блогеры проверили указанный сайт, и, по их словам, он был сделан буквально «на коленке», а заявленные цены соответствуют скорее полноценной крупной пиар-кампании, но никак не одному посту, даже в таком популярном блоге, как у Навального.

Сколько все это может стоить? Для того чтобы оценить приблизительную стоимость услуг по приданию негативной окраски личности Навального, мы обратились в одно из известных пиар-агентств. Анонимно они рассказали нам приблизительные расценки для работы с блогосферой и СМИ (расчет велся из средних расценок для официальной и коммерческой информации). Так, один пост в топе ЖЖ может стоить от 25 тысяч рублей, один развернутый комментарий в постах популярных блогеров со ссылкой на источник — от 400 рублей. Дороже всего обходится публикация статей в популярных СМИ (например, на правах рекламы) — от 100 тысяч рублей и выше. Учитывая частоту появления «антинавальновских» постов, а также реальную длительность периода кампании против блогера, можно предположить, что за год сумма на такие услуги может исчисляться десятками миллионов рублей.

Навальный и силовики. Одновременно с кампанией против блогера в массмедиа началось его преследование представителя-ми силовых ведомств. В мае Cледственный комитет завел на Навального уголовное дело. Алексей якобы причинил ущерб предприятию «Кировлес» в размере 1,3 млн рублей, вынудив директора подписать невыгодный контракт. Хотя обычно СКР такой «мелочовкой» не занимается. А чуть позже Навальным занялась и ФСБ, в распоряжении которой оказались данные пользователей, жертвовавших деньги на антикоррупционный проект «Роспил». Корни всего этого, вероятно, стоит искать в конфликте Навального и «Транснефти». Недавно Навальному удалось получить заверенные копии протоколов заседаний совета директоров «Транснефти». Документ занимает более 4400 страниц, и в данный момент он занят их изучением. Это поможет ему доказать справедливость его обвинений в адрес корпорации, сделанных годом ранее. Если Навальному это удастся, то нас ждут еще более кровопролитные сражения противников и сторонников блогера, как в интернете, так и в реальном мире.