Территория, где живут амурские тигры, станет заказником

Вице-премьер Виктор Зубков поставил точку в долгом конфликте между Фондом дикой природы (WWF) и дальневосточными лесозаготовителями из ЗАО «Лес Экспорт».

Производители паркета претендовали на участок орехового леса в долине реки Бикин, который был частью ареала исчезающего амурского тигра. Теперь, по распоряжению правительства, спорная территория станет госзаказником. Экологам не удалось добиться законодательного запрета на промвырубку орехово-промысловых зон: экспортеры леса требуют «отдать им в пользование как можно больше лесных территорий края».По очередному решению суда, в мае 2011 года ЗАО «Лес Экспорт» получило в долгосрочную аренду для реализации «приоритетного инвестпроекта», то есть, для вырубки и продажи за рубеж, орехово-промысловую зону в Звеньевском участковом лесничестве и территорию создаваемого заказника «Среднеуссурийский», вслед за чем подало заявку на дополнительную территорию в долине реки Бикин. Требование предоставить им заповедные земли лесорубы обосновывали желанием «расширить производство паркета». Экологи выступили против рубок в ценных лесах и начали общественную кампанию «Спасем «Русскую Амазонку». WWF поддержали главы администраций поселений, депутаты районной Думы, общественные организации, местные жители. Было собрано более 28 тысяч подписей, их WWF передали первому вице-премьеру Виктору Зубкову.

Ни лесопромышленникам, ни краевым ведомствам, выдавшим разрешение на вырубку, не помешало то, что все спорные территории, исходя из разработанного Минприроды в июле 2010 года национального плана действий по сохранению амурского тигра, должны были быть «законсервированы» для выполнения обязательств РФ по увеличению его популяции с 450 до 500 особей к 2022 году. План был одобрен в ноябре 2010 года на международном «Тигрином форуме», инициированном премьером Путиным напоминает «Коммерсант».

Точку в борьбе Фонда дикой природы и лесозаготовителей поставило совещание под председательством вице-премьера Виктора Зубкова, проходившее с участием представителей Рослесхоза, Минприроды и Минпромторга. Зубков поручил создать на спорной территории госзаказник: вышеназванным ведомствам и администрации Приморского края до 1 ноября 2011 года поручено «проработать вопрос» о создании там федерального природного заказника. В отношении же арендованных ЗАО «Лес Экспорт» участков на территории Пожарской орехово-промысловой зоны и заказника «Среднеуссурийский» Рослесхозу поручено создать рабочую группу из представителей заинтересованных сторон, которая должна найти альтернативные участки для компании. В WWF, правда, заметили, что лесорубам вряд ли удастся найти альтернативу в Приморье: лесопромышленная база есть только на бумаге, «а в реальности нет, почти все давно украли» сами лесозаготовители.

Директор WWF России Игорь Честин выразил сожаление, что на правительственном совещании им не удалось добиться изменения лесного законодательства. WWF предлагали законодательно прописать прямой запрет на передачу орехово-промысловых зон в промышленную аренду. «Это бы помогло предотвратить конфликты подобные бикинскому на системном уровне», – отметили в фонде. Именно отсутствие в Лесном кодексе ограничений на заготовку древесины в защитных лесах привело к конфликту между лесопользователями и экологами. По словам лесозащитников, идея была одобрена Рослесхозом, но вызвала ожесточенное сопротивление заготовителей леса: те обвинили WWF в намерении «развалить экономику края».

«Вместо того, чтобы отбирать у нас леса, нужно отдать в пользование как можно больше лесных территорий края. Последняя атака экологов – введение запрета лесопользования в орехо-промысловых зонах Приморья. Эта мера может привести к развалу лесодобывающих предприятий края», – приводит WWF заявление председателя совета директоров компании «Лес Экспорт» Георгия Пузынкина. На что защитники леса ответили: «абсурдно утверждать, что будущее развитие лесопромышленного сектора Приморья может быть обеспечено за счет вырубки защитных лесов. Тем более, что площадь всех орехово-промысловых зон в кедрово-широколиственных лесах Дальнего Востока занимает менее 3% от общей площади лесного фонда».

«Время пионерного освоения девственных лесов и охоты за первосортным кругляком ценных пород в Приморье закончилось. Но многие приморские лесопромышленники не могут смириться с мыслью о конце эпохи «снятия сливок». Им хочется продолжать жить «на широкую ногу» как и последние два десятилетия, когда в приморских лесах разрешенный объем заготовки дуба и ясеня перерубался в два-четыре раза, а из лесу вывозились лишь первосортные бревна. Это – самоубийственный путь, который через 5-10 лет приведет лесной комплекс к коллапсу, даже если лесорубам позволят вырубить все защитные леса края», – заявил Денис Смирнов, руководитель лесной программы Амурского филиала WWF России.

По словам Смирнова если лесопромышленники действительно думают о долгосрочной перспективе, им необходимо научиться «жить по средствам» и перейти с экстенсивного на интенсивное лесопользование, главными условиями которого должны быть: расчет объема заготовки на основе правдивой информации о состоянии лесов, использование низкосортной древесины, эффективное тотальное противодействие браконьерству в партнерстве с госорганами.

Глава российского WWF Игорь Честин заявил, что компаниям, работающим в Приморье, придется начать пользоваться технологиями, которые используют в европейской части России и Скандинавии: «Надо ждать 50-60 лет, пока на арендованных участках вырастет новый лес, а если хотите быстрее – нужно проводить посадки. Девственные леса в Приморье закончились».