77 доказательств теории Брейвика

22 июля 2011 года в одной из самых благополучных и мирных стран планеты 32-летний Андерс Брейвик убил 77 человек. Аналитики обычно классифицируют такие случаи и их виновников. Так, Брейвика называют террористом, неонацистом, праворадикалом, жидомасоном-тамплиером и пр. Ни одно из этих определений не объясняет феномен Брейвика.

Брейвик — пример авторитарной личности. Не важно, одиночка он или выполнял заказ, не важно, на чьей он стороне, не важно и то, принимал ли он психотропные: эти факторы не были причиной преступления. В своем манифесте в 1516 страниц Брейвик проявил себя как спаситель христианской Европы от «исламской чумы», как борец за чистоту нравов и традиционализм (против феминизма и женщин легкого поведения), как ценитель сильных личностей, а о степени его агрессивности говорит число его жертв.

Солидарность единомышленников не знает границ и рас

Гитлер восхищался прозорливостью и умом Сталина. Брейвик в своем тексте пишет о прозорливости Путина: «Владимир Путин точно знает, что именно происходит, и как он выразился однажды публично: «Западная Европа движется туда, где она станет колонией своих бывших колоний». Далее Брейвик на вопрос: «Назовите одну ныне живущую личность, с которой вы хотели бы встретиться?» — отвечает: «Римский папа или Владимир Путин. Путин кажется справедливым и решительным лидером, достойным уважения. Однако на данный момент я не уверен, является ли он потенциально нашим лучшим другом или нашим злейшим врагом. Его трудно анализировать. Я бы не хотел быть его врагом, это точно. Очевидно, на данном этапе он должен был бы нас открыто осудить, что понятно» (перевод автора.— Е. К.). Очевидно, Путин должен был бы осудить западноевропейцев за трусость, недальновидность и бездействие перед лицом мультикультурализма.

Брейвик заимствует целые пассажи у Патрика Бъюкенена из его книги «Смерть Запада» на тему «Нас порабощают иноверцы второго сорта, а наши женщины перестали рожать сильных защитников христианства и наших традиций». Бъюкенен же в своей книге цитирует фразу «Сила не в обороне, а в нападении» из «Майн кампф» Гитлера, называя фюрера «культурным революционером прошлого столетия».Брейвик — Бъюкенен обвиняют Адорно и Франкфуртскую школу в том, что якобы они заложили бомбу замедленного действия под традиционалистское иерархизированное и религиозное западное общество, и теперь Запад вынужден пожинать горькие плоды плюрализма, мультикультурализма и падения морали.

Правые политики Западной Европы оживленно откликнулись на деяние Брейвика. Член французской партии Front national Жак Кутела в своем блоге назвал Брейвика «иконой», «бойцом движения сопротивления исламскому нашествию», «дальновидным визионером в условиях нашествия ислама». Член итальянской партии Lega Nord Марио Боргезио (Mario Borghezio) высказался, что «100% идей Брейвика правильны, некоторые даже превосходны. В том, что эти идеи увенчались насилием, виновно нашествие мигрантов». Известно, что украинские ультраправые «дружат» с французскими последователями Ле Пена. Русские националисты приезжают в гости к украинским националистам. Недавно, посетив Чечню, Поткин и Дёмушкин охарактеризовали ее как модель, по которой должно функционировать и российское общество.

Чем обусловлен этот взаимный пиетет «сильных» лидеров? Их объединяет восхищение «сильными личностями», теми, кто добился власти. Добился не заслугами перед другими, а путем насилия, явного или скрытого. Отсутствие аппетита к власти они видят как ограниченность, трусость. Словом «трусость» и его синонимами испещрен текст Брейвика.

Авторитарную личность изучают со времен зарождения немецкого национал-социализма (фашизма). Райх, Фромм, Адорно, Зимбардо, Милгрэм, Альтемайер и другие в основном изучали ценностные аспекты личности, ведь психодинамику компенсации за унижения трудно исследовать: информация о негативном опыте вытесняется из сознания. И более разрушительный эффект на личность производит не физическое, а психологическое насилие. Ценностями авторитарной личности являются консерватизм, религиозность, этноцентризм, социальная иерархизированность, дисциплина и подчинение (как залог общественного порядка), патриархат, необходимость жесткой власти. И агрессия в отношении тех, кто эти ценности не разделяет.

Поклонение Силе

Авторитарные ценности формирует механизм Поклонения Силе и его обратная сторона — Синдром Бессилия (неосознаваемое переживание собственной ущербности). Поклонение Силе — это тенденция придавать особое значение всему, что связано с (сильной) властью и доминированием; стремление любыми способами избегать положения внизу иерархической лестницы и агрессия против тех, кто не проявляет «бойцовских качеств».

Наши мнения, оценки и ценности могут быть оформлены фразами «Нам нужна сильная власть, потому что…», «Нужно бороться с иноверцами, потому что…», а бессознательные установки ускользают от попыток точного их формулирования, т.к. они определяются еще в невербальной стадии развития. Тогда же формируются базовое доверие или недоверие к другим и место в отношениях с другими (паритетное или, наоборот, — зависимое, потому как бы обреченное на борьбу).

Силу авторитарная личность воспринимает как переживание значимости и значительности, которое достигается через «обессиливание» кого-то другого. Сила и обратная ее сторона — субъективно воспринимаемое бессилие становятся для такой личности неосознаваемым мерилом человеческих отношений и основным мотивирующим фактором.

С ощущением бессилия не рождаются, оно формируется в процессе социализации. Как общественное явление авторитаризм формируется посредством внедрения Синдрома Бессилия в общественное мнение. Внедряются: идея неценности человеческой жизни, надвигающейся катастрофы и наличия врагов, ощущение невозможности влиять на ситуацию. Затем вбрасывается идея «спасительной» сильной власти, воспринимаемая уже без необходимой критики, и постепенно достигается точка невозврата. Родители неосознанно готовят детей к жизни на основании своего опыта, т.к. «по-другому не выживешь». Поклонение Силе становится общественным трендом, нормативом.

Как личностное явление Поклонение Силе определяется микросоциумом, в котором формируется личность. В одном и том же обществе вырастают космополиты и скинхеды, фашисты и антифашисты. Они просто вырастают в разных семьях. Исследования подтверждают, что семья играет ключевую роль в формировании личности.

Эффект от «обессиливания» индивида через внушение ему знания о его ничтожности потому так разрушителен, что происходит еще на стадии зависимости от тех (сильных), в чьих руках благополучие ребенка и его жизнь. Т.е. личность как бы «застревает» на стадии развития, когда выжить без борьбы или особой адаптации к Сильному было бы проблематично. Пример «обессиливания» и обесценивания личности на социальном уровне — то, как Ленин отозвался по поводу «…интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г…» (Ленин из письма Горькому, 15.9.1919). Ленин написал, Сталин сделал. Внедрение Синдрома Бессилия в СССР началось с уничтожения образованных людей и дискредитации культурного образца мыслящего человека. В обмен на лояльность и некритичность к власти мифологическим кухаркам были уготованы социальные лифты, к людям, занятым умственным трудом, распространилось пренебрежительное отношение. Это отношение — «торговая марка» и постсоветских отношений; такого отношения к образованным, а теперь и демократически настроенным людям, наверное, нет больше нигде в мире. «Дерьмократы», «либерасты» — эти инвективы призваны обесценить неавторитарный образ мышления.

Именно поэтому в свое время фраза, приписываемая то Геббельсу, то Гиммлеру: «Когда я слышу слово культура, моя рука тянется к пистолету», получила в СССР толкование несколько искаженное и более жесткое, чем изначальное. Эту фразу у нас принято понимать как: «Эх, расстрелять бы всех этих культурных!», в то время как фраза эта принадлежит Хансу Йосту, автору пьесы «Шлагетер» (1933), где полемика идет о необходимости сражаться, а не учиться, как в мирное время. В оригинале фраза звучит как «Wenn ich Kultur hцre… entsichere ich meinen Browning» («Когда слышу о культуре… я снимаю с предохранителя мой браунинг»). Кстати, и оригинальное значение фразы не было свободно от авторитарных коннотаций: Ханс Йост был группенфюрером СС, а пьеса посвящалась «Адольфу Гитлеру с любовью и непоколебимой верностью».

Тексты авторов правого толка производят завораживающее действие на читателя с тенденцией поклоняться Силе, ведь интеллектуальный продукт Бъюкенена вполне замысловат, т.е. это продукт настоящего мыслителя. При этом такой продукт весьма далек от «бессильного» интеллектуального продукта интеллигентов, что помогает поклоняющемуся идентифицировать себя с идеями Силы.

Не всегда сами лидеры и идеологи правых движений являются носителями Синдрома Бессилия. Маленькие и большие фюреры просто используют энергию тех, кто доверчиво находит в них Силу для поклонения. Используют, потому что знают, какой мощный это потенциал.

Аспекты Поклонения Силе

Спасение Европы от иноверцев, превосходство викингов над остальными — идеи того же свойства, что и идея о богоизбранности и духовности России на фоне «бездуховности» остальных. Авторитарная личность живет с картиной мира, в которой опасность и борьба за более высокое место в иерархии — часть бытия. При этом ею игнорируется факт, что повсюду в мире разные этносы мирно сосуществуют, а конфликтуют между собой только поклоняющиеся Силе; что для безопасности общества достаточно работающих для всех одинаково законов и что для воспроизводства любой расы эффективнее рожать и воспитывать детей, а не убивать.

Именно из-за разницы в картинах мира дискуссии между демократами и авторитарными личностями обычно протекают как монологи двух глухих: демократ говорит, что иноверец или этнически другой не является автоматически врагом или угрозой, авторитарная же личность в иноверце, как и в оппоненте-демократе, видит угрозу собственной и общественной безопасности. Как правило, эскалация физической или вербальной агрессии в дискуссиях исходит со стороны авторитарных личностей. Сетевые тролли, сидящие на зарплатах за вбрасывание агрессивных комментариев, это только подтверждают.

Авторитарная личность не сотрудничает, а конкурирует с другими. Поэтому и нашли отклик в массах лозунг «Россия должна встать с колен» и идея о том, что кто-то хочет видеть Россию на коленях. Эта тенденция конкурировать (от англ. conquer — покорять, подавлять, побеждать) формируется из базового недоверия к другим и из представления о том, что другие хотят покорять, а не сотрудничать. Поклонение Силе — это и очарованность разрушительным действием, которое Сила способна произвести. И очарованность значением, которое «сильный» «приобретает», совершая определенное деяние. Как Брейвик. Пока ты ничего такого не совершил, ты как бы «никто», а «хорошими делами прославиться нельзя»… «Ты ничтожество» — этот месседж, проникая в бессознательное посредством тонких или грубых способов обесценивания личности, и вызывает стремление компенсировать разрушительный опыт через разрушение других. Гитлера и Сталина некоторые искренне считают сильными личностями. Каждый из таких «сильных лидеров» действует по принципу «чем больше я уничтожаю других, тем менее ничтожным становлюсь я сам». Не уничтожай они других, кто бы их сейчас вспоминал?

До 22 июля 2011 года Брейвик был известен лишь в скромном кругу его родных и знакомых как странноватый парень, у которого никогда не было девушки. Начиная с 22 июля 2011 года о нем говорят и еще будут говорить все медиа планеты.