Алексей Герман: каждый раз нас обманывали

«Богач Евтушенков, который то ли покупает эту студию, то ли получает ее в дар, несколько раз отказывался от нее. Однако оказалось, что все это время он готовил плацдарм для захвата студии», – заявил газете ВЗГЛЯД кинорежиссер Алексей Герман, комментируя подписанное им открытое письмо к премьер-министру России.

Два знаменитых кинорежиссера Алексей Герман-старший и Александр Сокуров опубликовали открытое письмо Владимиру Путину, в котором попросили премьер-министра воспрепятствовать продаже легендарной петербургской киностудии «Ленфильм» структурам миллиардера Владимира Евтушенкова.

«Если бы проблему «Ленфильма» решали таким же образом, как решили проблему «Союзмультфильма», она сама справилась бы со всем»

«На днях нам стало известно, что Минфин России поддерживает проект Указа президента «Об открытом акционерном обществе «Объединенная киностудия «Ленфильм» и проект соответствующего распоряжения правительства РФ об учреждении «Открытого акционерного общества «Объединенная киностудия «Ленфильм». При этом киностудия «Ленфильм» становится частью концерна «Всемирные русские студии», которым владеет В.П. Евтушенков. Это означает, что в частные руки перейдет и вся историческая киноколлекция студии, которая по закону может и должна принадлежать государству», — пишут классики кинематографа. Также мэтры ссылаются на распоряжение Росимущества, согласно которому 100% акций «Ленфильма» оцениваются всего в 105 млн рублей.

«Мы, по сути, являемся свидетелями осуществленного банкротства киностудии», — полагают Герман и Сокуров и поясняют, что «начинается постепенное поглощение киностудии «Ленфильм» — национального общественного достояния — сильной финансовой группой».

«Поглощение «Ленфильма» гигантом, который будет в любом случае ориентирован только на коммерческую, телевизионную продукцию, приведет к необратимым последствиям в кинематографической географии России», — уверены режиссеры.

В качестве возможного выхода из ситуации они предлагают посмотреть на опыт мультипликаторов. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в июне группа известных аниматоров обратились к руководству страны с просьбой защитить «Союзмультфильм», и такая помощь была оказана.

«Оказалось, что проблема решается довольно простыми распоряжениями: вернуть киноколлекцию студии мультипликаторам, помочь в финансировании восстановительных работ и развитии мультипликации как национальной отрасли», — констатируют Герман и Сокуров.

Киноклассики уверены, что и по «Ленфильму» можно принять решение, «адекватное решениям по мультипликационному кино».

Напомним, что главный аргумент сторонников передачи старейшей киностудии страны в частные руки — это серьезные финансовые ресурсы, которыми обладает инвестор, и с помощью которых можно было бы модернизировать кинопроизводство.

Пояснить свою позицию и ответить скептикам газета ВЗГЛЯД попросила одного из авторов открытого письма Владимиру Путину режиссера Алексея Германа-старшего:

ВЗГЛЯД: Алексей Юрьевич, известно, что тревогу за судьбу «Ленфильма» вы высказывали и раньше. С чем связано появление этого открытого письма? Последней каплей стали попавшие в ваши руки документы о реорганизации студии?

Алексей Герман: Все дело в том, что каждый раз нас обманывали. Богач Евтушенков (основной акционер АФК «Система» — Прим. ВЗГЛЯД), который то ли покупает эту студию, то ли получает ее в дар, я всех этих тонкостей не знаю, несколько раз отказывался от нее, говорил, что не будет заниматься «Ленфильмом». Я слышал эти слова от других, говорилось об этом и при мне. Однако оказалось, что все обстоит не так. Все это время он готовил плацдарм для захвата студии. Для этого, между прочим, были мобилизованы ваши коллеги-журналисты, которые направо и налево рассказывали, что «Ленфильм» находится в ужасающем состоянии, там полная разруха, по коридорам бегают крысы, и спасти киностудию может только частный инвестор.

На эту тему

Эксперты отреагировали на письмо СоюзмульфильмаВыбран глава проекта киностудийного комплекса в Санкт-Петербурге Путин заявил о необходимости удвоить количество кинозаловИсточник: Гендиректор «Ленфильма» может стать главным по кино в МинкультеВ здании Ленфильма хотели устроить Moulin RougeТри студии объединятся под эгидой «Ленфильма»На базе «Ленфильма» создадут крупнейшую киностудию в Европе

Ключевые слова: кино, Владимир Путин, Санкт-Петербург , Кино России-2020

ВЗГЛЯД: На самом деле положение «Ленфильма» не такое серьезное?А.Г.: Я ответственно заявляю, что «Ленфильм», хотя он и продал часть своих павильонов, до сих пор находится в хорошем, рабочем состоянии. Там функционируют три прекрасных больших павильона. Все сообщения о крысах и разрухе полностью не соответствуют действительности. Да, конечно, студии требуется переоснащение — и на это нужны определенные средства. Но я уверяю вас, что если бы проблему «Ленфильма» решали таким же образом, как решили проблему «Союзмультфильма», если бы вернули нашей киностудии права на все ее знаменитые ленты, она сама справилась бы со всем. А со временем стала бы даже лучше «Мосфильма».

ВЗГЛЯД: Сейчас одна надежда на Путина? Куда-то еще вы обращались за помощью?

А.Г.: Никуда больше не обращались. Может, надежда была и на Медведева. Но мы исходили из того, что у Путина есть практический опыт по разрешению подобных конфликтов. Все знают, как быстро и просто он решил проблему «Союзмультфильма».

ВЗГЛЯД: Не считаете ли вы, что полностью отказываться от частных инвестиций в киностудию не очень правильно? Все-таки в ее судьбе собирается принять участие очень крупная корпорация, финансовые ресурсы которой могли бы помочь «Ленфильму»?

А.Г.: Я не говорю, что нужно полностью отказываться от частного инвестора. Частично это может быть государственная форма собственности, частично и частная. Но я против того, чтобы наше национальное достояние полностью переходило в чужие руки, чтобы это была не знаменитая и легендарная киностудия «Ленфильм», а студия Евтушенкова — человека, который ничего не понимает в культуре.

ВЗГЛЯД: Обсуждалось ли это открытое письмо с коллегами? Много ли тех, кто придерживается вашей точки зрения о судьбе «Ленфильма»?

А.Г.: Из моих друзей-кинематографистов нашу точку зрения разделяют все. Конечно, в среде тех, кто работает в кино, существует много разных мнений. Когда человеку говорят, например: «Миленький ты мой друг, получи-ка много денег», кто-то не может отказаться от таких посылов… Но я и мои друзья считаем, что ситуация с «Ленфильмом» — это такой рейдерский захват.

ВЗГЛЯД: В письме вы посетовали на то, что возможное объединение «Ленфильма» с РВС, которое снимает преимущественно коммерческое кино, не принесет ничего хорошего. Как известно, РВС возглавляет председатель Союза кинематографистов Петербурга Дмитрий Месхиев. Вы с ним этот вопрос не обсуждали?

А.Г.: Нет. Я с ним не разговариваю и не собираюсь ничего обсуждать. Кто-то подает ему руку при встрече, кто-то не подает. А я этого человека не знаю и в упор не вижу. И именно из-за его позиции по отношению к «Ленфильму», к своей родине, к тому, что на этой студии трудились его отец и мать. Не хочу даже о нем говорить…

Светлана Кармалита (супруга и соавтор А.Германа): Конечно, «Ленфильму» требуется и ремонт, и переоснащение. Но таких павильонов, которые есть там, нет ни на каком РВС. Что касается Месхиева, может быть, вы не знаете, но для него уже года полтора закрыт вход на «Ленфильм». Мы просили его не ходить туда, потому что это вызовет скандал и никому не нужные последствия.

ВЗГЛЯД: Алексей Юрьевич, мы не можем не спросить о судьбе вашей последней картины «Хроника Арканарской резни». На каком этапе сейчас работа над фильмом? Когда его сможет увидеть зритель?

А.Г.: Картина будет называться «Трудно быть богом» все-таки – так же, как и книга братьев Стругацких. Работа уже близка к завершению. Фильм находится на сборке, на озвучании. В современном кинематографе принято каждого артиста озвучивать отдельно. Мы этим сейчас как раз и занимаемся. Думаю, до конца года картина будет закончена. Что касается дальнейших планов с ней, кинофестивалей, ничего пока не могу сказать. На ближайшем Венецианском кинофестивале, как вы знаете, будет представлен замечательный фильм моего коллеги Александра Сокурова «Фауст». И мы будем болеть за него.