Чеченские герои Норвегии дали интервью «Радио Свобода»

Чеченские подростки, выжившие на острове Утойя, где от рук террориста погибли 69 человек, стали героями норвежской прессы. Один из них дал интервью Радио Свобода.

Выходцы из семей чеченских беженцев — 16-летний Рустам Даудов и 17-летний Мовсар Джамаев — оказались в числе подростков, по которым 22 июля Андрерс Брейвик (ему предъявлено обвинение в терроризме) открыл огонь. Как пишет норвежская газета «Дагбладет», когда Брейвик, убив нескольких детей, затем звал к себе других под видом полицейского, Рустам хотел выйти из укрытия, но Мовсар запретил: по его мнению, человек в форме мог быть не тем, за кого себя выдает. 17-летний Мовсар позвонил отцу и спросил, что делать. Отец посоветовал мальчику попытаться спастись самому и спасти других детей. Рустам и Мовсар стали бросать в террориста камни, причем Мовсар попал в цель, пишет издание. Когда это не помогло, мальчики нашли пещеру и спрятали там 23 человека. Некоторых приходилось вести силой. Мовсар также помогал тем, кто попытался спастись от террориста вплавь, но начал тонуть.

С Рустамов Даудовым корреспондент Радио Свобода поговорила по телефону:

— Вызывали ли тебя в полицию, где ты рассказывал, как вы с другом спасали людей? Как это стало известно?

— Про эту историю мы раньше никому не говорили. Не хотели выпендириваться. Я сам до конца не понял, как журналисты это узнали. Они сказали, что им кто-то позвонил и рассказал, что происходило. Это были девушки, которые увидели, что мы сделали. Тогда журналистка позвонила нам. Мы подумали — ну, ладно, тогда тоже расскажем.

— Полиция, наверное, ведет расследование.

— Нас полиция еще не вызывала. Мы один раз им уже дали интервью. Они сказали — этого хватит.

— Что вы делали на этом острове?

— Мы приехали как в летний лагерь — посмотреть, узнать для интереса. Ну и, конечно, ради Рабочей партии… Мы хотели посмотреть на будущее, чтобы ориентироваться в полике.

— Там, наверное, было много места, куда можно спрятаться?

— Да, там было, где спрятаться. Просто у всех началась паника, все в шоке были. Никто не мог поверить. Многие даже не знали — правда это или нет, то, что происходит. Никто не подумал о том, что такое может случиться в Норвегии.

— К тому же на преступнике была полицейская форма.

— Да. Он выглядел как настоящий полицейский. Во всяком случае, я поверил, что это был настоящий полицейский… Мовсар звонил отцу…

— А ты не звонил родителям?

— Нет, я никому не звонил, ничего не делал. Решил, если умру — так умру, если выживу — так выживу.

— Как-то сопротивляться — например, бросить камни в Брейвика — пытались только вы с Мовсаром?

— Ну, насколько я знаю, да. Дело в том, что я-то чеченец. А в Норвегии не привыкли к такому. Мы войну пережили, а они думали, что такого никогда не может произойти. Даже мы в тот момент думали, что такого никогда не может в Норвегии случиться.

— Сколько тебе лет было, когда в Грозном была война?

— Восемь – девять…

— Сейчас с вами работают психологи?

— Да, психологи, врачи, чтобы убрать травму. Мы-то хоть и пережили это все, но все равно в шоке после этого, — сказал Рустам Даудов.

Как рассказали в чеченской диаспоре Норвегии, Рустам позвонить своему отцу не мог: его отец погиб в 2003 году в Чечне. После это семья эмигрировала в Норвегию.

О поведении подростков — в частности, что в Брейвика бросали камни, — изданию «Дагбладет» рассказали вначале выжившие девочки. Эту информацию подтвердил и адвокат самого Брейвика, говорит журналист издания Лине Бруста:

— Адвокат господина Брейвика подтвердил: то, что нам стало известно, было правдой. Он поговорил с Брейвиком и тот сказал, что кто-то действительно бросал в него какие-то предметы на том острове. В любом случае, я думаю, рассказывать эту историю — это правильно, потому что мы описали уже огромное количество свидетельств с острова Утойа. Почему мы не должны верить этим мальчикам, если мы верим всем остальным?

Тем временем на родине, в Грозном, Рустама и Мовсара решили наградить. Издание «Лайфньюс» даже сообщило, что проживающие в Норвегии Рустам Даудов и Мовсар Джамаев станут «почетными гражданами Чечни». Однако эту информацию пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов в интервью Радио Свобода не подтвердил:

— Подростки вели себя действительно мужественно, в той ситуации, когда даже взрослый человек мог растеряться и прежде всего подумать о спасении своей собственной жизни, они спасали жизни других детей. Это заслуживает глубокого уважения. И они, естественно, заслуживают того, чтобы их подвиг был отмечен. В какой форме это будет, сейчас сказать я не могу, потому что решение принимает глава республики. Но, думаю, их поступок не останется незамеченным как в Норвегии, так и в России…

Еще один чеченец, 17-летний Анзор Джукаев, тоже оказался на острове Утойя во время бойни, устроенной Андерсом Брейвиком. Но Анзора полиция заподозрила в пособничестве убийце и арестовала прямо на острове. В камере подросток провел 17 часов. В это время родители считали его погибшим, так как телефон у Анзора конфисковали. Оказывается, на чеченца указал выживший норвежский мальчик: ему показалось странным, что во время паники Анзор вел себя хладнокровно и не плакал.

«Мне западло плакать. Как мужчине», — пояснил подросток «Русской службе новостей». Норвежским изданиям подросток сообщил, что во время войны в Чечне уже видел трупы, которые к тому же ели собаки.

Анзор Джукаев отказался долго разговаривать с корреспондентом Радио Свобода и только подтвердил, что «обязательно пойдет в суд» с иском о своем незаконном задержании. Полиция Норвегии уже принесла подростку свои извинения.