ФАС России готовит стандарт качества работы чиновников

ФАС России разместила на сайте госзакупок заказ на научно-исследовательскую работу по внедрению системы качества в органах исполнительной власти. Стоимость лота — 7,1 млн руб.

В техническом задании, подписанном заместителем руководителя ФАС России Андреем Цыгановым, говорится, что уже существующий стандарт ИСО 9001:2008 слишком универсален и не подходит для оценки работы ведомств из-за «специфики осуществления деятельности органом исполнительной власти в Российской Федерации».

Исполнителю заказа придется изучить мировой опыт внедрения систем менеджмента качества в государственных органах, разработать рекомендации по внедрению таких стандартов и создать методику формирования национального рейтинга ведомств. На выполнение этой работы исполнителю дается чуть больше трех месяцев.

Адаптировать существующие стандарты под государственные органы можно, так как «там немного другая специфика, немного другой профиль деятельности», говорит гендиректор компании «Финэкс­пертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. Но сумма для адаптации явно завышена. «Система менеджмента прописана достаточно хорошо, речь пойдет не о создании чего-то нового, а об адаптации уже существующих инструментов, поэтому цифра 7 млн руб. не вполне адекватна», — считает он.

Дискуссия по этой теме по материалам http://fasovka.livejournal.com:

ФАС России — Наша служба до конца этого года планирует пройти сертификацию по международному стандарту ИСО 9001:2008. Никто из российских органов власти федерального уровня этого не делал. Внутри ведомства подготовка идет вовсю. Для нас это не только формальность — получить сертификат, но и хорошая возможность проанализировать все свои процессы, выявить слабые места и улучшить качество управления в службе. Сейчас, когда большая часть предсертификационных работ завершена, нам кажется что наш опыт может быть полезен для всей системы госвласти. Используя наши наработки можно было бы разработать и запустить национальный стандарт для органов власти. ИСО 9001:2008 — очень универсальная штука, не учитывающая особенности органов власти. Поэтому разработка отдельного национального стандарта была бы очень кстати для улучшения качества управления и предоставления госуслуг. Вот такая в общем есть идея.

Потому и появился заказ, о котором идет речь в заметке. Что касается обоснованности цены — с приведенным мнением эксперта не соглашусь. Во первых, цена близка к реальной просто потому, что речь идет не просто о переписывании существующего стандарта под госорганы, но и об очень большой аналитической работе — необходимо собрать, перевести, изучить, обработать опыт накопленный передовыми в этом отношении странами (Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие — там многолетняя интересная практика). Все это надо обсуждать, адаптировать, тестировать и т.п. Это полноценная исследовательская работа, к которой должны быть привлечены очень хорошие специалисты. Ну и во-вторых, это стартовая цена, которая в конкурсе может быть снижена. Но вряд ли существенно.

Оппонент Планы ФАС внедрить ИСО 9001:2008 заслуживают всяческого одобрения. Но только путь реализации этой задумки выбран порочный. Для внедрения ИСО нужны две вещи — воля руководства и работа всего коллектива. И всё! Специфика стандартов ИСО такова, что в них четко сказано, ЧТО именно нужно делать, но не написано КАК это делать. Именно поэтому они универсальны и в равной степени подходят и для промышленных предприятий, и для сферы услуг, и для органов власти. Попытки адаптировать существующие документы ИСО других компаний (органов) под ФАС или иные органы государственной власти РФ, тем более за 7 млн. руб. — это глупость и распил бюджетных средств. Тема для очередной статьи А.Навального.

ЧТО именно нужно делать — бери стандарт ИСО 9001:2008 и читай. В нем написано всё ясно и понятно. А КАК делать — никто не знает лучше самих работников службы. Поэтому любые переделанные «чужие» документы не только бесполезны, но и вредны. Они будут отторгаться. Говорю это на основании собственного опыта. Наши попытки привлечь кого-то со стороны, адаптировать документы различных фирм, закончились полным провалом. Реально действующая и эффективная система менеджмента качества была создана только тогда, когда мы сами разработали все её документы.
ФАС России — Не смешивайте 2 разные вещи — сертификация по ИСО — это одно, разработка национального стандарта — другое. И насчет его необходимости есть разные школы мысли. Ваша — не единственно верная.

Оппонент- Из заметки я действительно не понял, что речь идет о разных вещах. Не учел, что ФАС кто-то наделил полномочиями разрабатывать национальный стандарт для других государственных органов, отличающихся от ФАС по своей специфике. Хотелось бы, все-таки, услышать, какие именно особенности органов власти не учитывают стандарты серии ИСО 9000? Ведь первичным элементом любой СМК, в данном случае, являются потребности и ожидания потребителей госуслуг, владельца (государства), персонала госоргана и общества в целом, а её целью — обеспечение соответствия результатов деятельности госоргана этим потребностям. Стандарты ISO 9000 приняты более чем 190 странами мира в качестве национальных и применимы к любым предприятиям и органам власти. Они формализуют СМК, используя такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия. Придумать что-то лучшее за 3 месяца гарантированно не получится.
ФАС России

— за 3 месяца стоит задача проанализировать зарубежный опыт в стандартизации деятельности органов власти — его много, он интересный и полезный, наработанный годами. и проработать возможности внедрения в России. У нас нет никаких особых полномочий — это инициатива, которая вероятно будет одобрена руководством страны. Поскольку мы единственный орган власти, который решился на сертификацию по ИСО, кому как не нам провести работу по разработке национального стандарта причем как раз стандарт для госорганов должен быть не противоречащим ИСО, а как бы шире и с более конкретными требованиями

Оппонент — Анализ зарубежного опыта постоянно проводиться во многих странах. Его результаты обобщены и уже изложены в виде стандарта «ISO 9004:2009. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации». Это и есть продуманное расширение ISO 9001:2008, выход 5-й версии которого планируется в 2012 году. В этих условиях глупо в спешном порядке (за 3 месяца) пытаться разработать некое кустарное «дополнение» к ISO 9001:2008 силами какой-либо одной конторы. Отрицательный результат гарантирован.