Культовый экспресс между столицами

В ночь с 9 на 10 июня 1931 года — состоялся первый рейс поезда «Красная стрела» из Ленинграда в Москву. Экспресс преодолел расстояние между двумя крупнейшими городами страны за 9 часов 48 минут…

«На карте матушки России
Два гордых города стоят
И нету в мире их красивей,
Столицы каждого пленят.
Пусть между ними километры.
Что расстоянье? – Ерунда.
Письмо моё с попутным ветром
Сейчас отправится туда…»

После Гражданской войны 1917-1922 гг. и периода разрухи в стране «Красная стрела» стала тем фирменным поездом, который кардинально изменил ситуацию на железной дороге и, по сути, возродил дореволюционную традицию поездов первого класса. Развивая среднюю скорость в 70 км в час, а на отдельных участках — до 100 км в час, «Красная стрела» двигалась без задержек, что в то время стало исключением — скорость других поездов была, как правило, низкой, и в пункт назначения они прибывали со значительными опозданиями. И, конечно же, уровень сервиса — в «Красной стреле» он был особым. Только здесь пассажирам на время в пути предлагали шашки, шахматы и другие настольные игры. В поезде работали буфеты, можно было заказать ужин с доставкой в купе. Впервые в истории советских железных дорог был создан вагон СВ — вместо верхних полок повесили зеркала и светильники. В одном из вагонов был оборудован телефонный переговорный пункт для связи не только с Кремлем, но и, например, Парижем, Лондоном. Так «Красная стрела» стала самым быстрым, точным и комфортабельным поездом.

Еще весной 1931 года стало известно, что между Москвой и Ленинградом вводится в обращение курьерский поезд. В первый рейс «Красная стрела» отправилась в ночь с 9 на 10 июня 1931 года.

6 июня в газете «Гудок» появилось объявление: «9 июня, в 1 час 30 мин. ночи, из Ленинграда на Москву отправится в первый рейс экспресс «Красная стрела». Расстояние между Ленинградом и Москвой экспресс покроет в 9ч. 45 мин. Средняя скорость экспресса 70 км в час. На отдельных перегонах скорость дойдет до 100 км в час».

Первый состав «Красной стрелы» состоял из 12 вагонов, выкрашенных в синий цвет: 7 жестких купейных, 3 мягких, 1 спальный с двухместными купе и 1 багажный. Состав на паровозе серии Л вела локомотивная бригада, возглавляемая Василием Максимовичем Ивановым. «Красной стрелой» поезд был назван за красоту — в то время он сильно отличался от большинства других составов.

Впервые в истории советских железных дорог в «Красной стреле» был создан вагон СВ. Оборудование и внутреннее убранство этих вагонов ни в чем не уступало зарубежным аналогам и даже превосходило их. Уровень сервиса в этом составе был для тех времен просто невероятным. В поезде работали буфеты, где можно было заказать ужин с доставкой в купе. Для удобства пассажиров в одном из вагонов был оборудован телефонный переговорный пункт, с которого во время стоянки на станциях Бологое, Окуловка и Малая Вишера можно было связаться не только с Кремлем, но даже с Лондоном и Парижем.

«Красная стрела» стала не только самым быстрым и комфортабельным, но и самым точным поездом. Для этого на железной дороге было налажено движение скорых и курьерских поездов. Например, в мае 1931 года опоздание скорых поездов на 100 км по Октябрьской дороге составило всего 0,2 минуты, тогда как на многих других магистралях — не менее 1,8 минут.

Если «Красная стрела» преодолевала расстояние между Ленинградом и Москвой за 10 часов, то обычные пассажирские поезда ехали не менее 12 часов. Кроме того, пассажирские поезда не отличались большой пунктуальностью. У нас можно купить жд билеты Москва — Санкт-Петербург недорого.

С первого дня своего существования «Красная стрела» была вынуждена конкурировать с самолетом, поскольку почти одновременно с появлением поезда началось регулярное пассажирское авиасообщение по линии Москва — Ленинград. И многолетняя история «Красной стрелы» доказала, что железнодорожники сумели успешно справиться с этим вызовом.

В 30-е и 40-е годы в «Красной стреле» путешествовали в основном высокопоставленные советские и зарубежные чиновники. Интересно, что время отправления поезда — 23:55, как и сегодня — было определено по личному распоряжению Лазаря Кагановича, который занимал пост народного комиссара путей сообщения СССР с 1935 по 1937 год и был доверенным лицом Иосифа Сталина. Каганович выбрал это время, заботясь о командировочных чиновниках — чтобы те получали суточное содержание за дополнительный день.

Именно на «Красной стреле» внедряли самое современное оборудование того времени: например, в 1933 году была испытана первая модель электропневматических тормозов системы Казанцева. Для поезда разрабатывались даже особые, скоростные модели паровозов. Незадолго до Великой Отечественной войны Коломенский завод выпустил два опытных паровоза, способных развивать скорость до 150-160 км в час. В состав «Красной стрелы» они вошли с 1938 года.

После начала Великой Отечественной войны регулярные рейсы «Красной стрелы» были прерваны.

Последняя «Красная стрела» прибыла на Московский вокзал 22 июня 1941 года. Один состав был эвакуирован в глубокий тыл, другой укрыт в бывшем «царском павильоне». После снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года «Красная стрела» практически сразу была возвращена на рельсы. От Московского вокзала в Москву поезд отправился уже 20 марта. Маршрут на этот рейс машинисту Волосюку на перроне лично вручал начальник Октябрьской железной дороги, Герой социалистического труда Саламбеков. Из-за опасений по поводу возможных атак немецких самолетов вереницу вагонов «Красной стрелы» замыкала бронированная платформа с зенитными пулеметами.

Из дневника пассажира этого рейса, ленинградского журналиста Матвея Фролова: «Если бы не пулемет на товарном вагоне, прицепленном в «хвосте поезда», трудно было бы и подумать, что война продолжается. Что идут бои на Днестре. Все оборудование поезда довоенное. Когда 22 июня 1941 года «Красная стрела» пришла в Ленинград в последний раз, железнодорожники не только надежно укрыли составы, но и бережно спрятали все оборудование: белье, одеяла, ковры, хрустальные графины — пригодятся! «Стрела» не ходила больше тысячи дней. Все хозяйство сберегли, и оно действительно пригодилось».

К слову, по случаю восстановления движения «Красной стрелы» на Московском вокзале была открыта парикмахерская.

В конце 1940-х годов шло активное возрождение Октябрьской железной дороги. В 1944 — 1945 годах было введено в строй паровозное депо Малая Вишера, а также 48 км главных путей. Были заново построены вокзалы на станциях Чудово, Любань, Бологое, Малая Вишера. К 1948 году путейцы смогли восстановить второй главный путь. В 1951 году — к столетию дороги — был реконструирован зал ожидания Московского вокзала.

Поездная бригада, которой руководил Александр Иванович Иванов, обратилась в НКПС с просьбой о перекраске вагонов «Красной стрелы» в красный цвет. В наркомате одобрили это предложение, и «Красная стрела» стала первым в стране поездом, имевшим вагоны красного цвета. С 1952 года на «Красной стреле» стали эксплуатироваться цельнометаллические вагоны вместо старых деревянных.

После войны состояние железной дороги не позволяло поездам развивать большие скорости. Время следования экспресса с паровозами составляло в 1954 году 11 часов 15 минут. Только проведенная на линии Москва — Ленинград в середине 1950-х годов работа по усилению пути позволила в летнем графике 1956 года поднять допускаемые скорости движения по отдельным перегонам до 100 км в час, а по ряду станций — до 80 км в час.

Еще с 1950 года началась электрификация линии Москва — Ленинград, однако вся магистраль была переведена на электрическую тягу только в конце 1962 года. 15 декабря 1962 года открылось регулярное движение «Красной стрелы» с электровозами ЧС-1, а затем ЧС-2. Недорого билеты на красную стрелу купить можно тут https://grandexpress.ru/

Для безопасности движения скоростных поездов в начале 1970-х годов был построен защитный забор, который протянулся вдоль всей железнодорожной трассы от Москвы до Ленинграда.

У питерцев и москвичей родилось множество традиций, связанных с «Красной стрелой». Например, в 1967 году встречать и провожать поезд на Московском вокзале стали под музыку Рейнгольда Глиэра «Гимн великому городу».

С 1976 года в состав «Красной стрелы» включили построенные в ГДР вагоны «Аммендорф», которые отвечали запросам советской элиты. «Красная стрела» обслуживала все самые статусные мероприятия — съезды партии и профсоюзов, фестивали. Отметим, что именно в вагоне «Красной стрелы» из Москвы в Ленинград в 1980 году был доставлен олимпийский огонь.

В 1998 году Тверской вагоностроительный завод изготовил вагон нового поколения, предназначенный для использования на скоростях 200 км. в час. Были применены самые современные технологии, в частности, в конструкции кузова были использованы нержавеющие стали, установлены компьютеризированные системы информации и жизнеобеспечения. Именно из этих вагонов в 2005 году был сформирован новый состав «Красной стрелы».

Сегодня в состав «Красной стрелы» входят 17 вагонов: один класса «люкс», девять СВ, шесть купейных и вагон-ресторан. Поезд курсирует ежедневно, он следует без остановок с 2002 года. Время в пути составляет восемь часов. За свою историю, по примерным подсчетам ОАО «РЖД», «Красная стрела» перевезла свыше 25 млн. пассажиров. Железнодорожники гордятся «Красной стрелой» и стараются держать высокую марку этого поезда.