Андрей Михайлов: ЕГЭ будет порождать разные казусы

Грандиозный скандал с «мертвыми душами», зачисленными на бюджетные места в мединституте им. Пирогова (т.н. «втором меде») снова активизировал обсуждение проблем, связанных с ЕГЭ. При этом нетривиальный ход обсуждению задал один из чиновников Министерства образования, заявивший, что, мол, весь этот шум говорит исключительно в пользу ЕГЭ, поскольку в былое время о злоупотреблениях вообще бы никто ничего не узнал…

Особую пикантность данному доводу придает то обстоятельство, что в широких кругах абитуриентов и их родителей как раз «второй мед» давно уже славится вполне устоявшимися формами «приемной коррупции»: такса за поступление в нем установлена чуть ли не официально. Все это прекрасно знали…

И никто ничего не делал до тех пор, пока не обнаружился казус совсем уж гомерических размеров. Впрочем, бог с ним, с казусом — это, в конце концов, вопрос частный. Между тем есть к ЕГЭ вопрос более принципиальный — хоть и простой до глупости.

Итак, позвольте спросить — а зачем вообще нужны экзамены в ВУЗах? Ответ на этот вопрос вроде бы очевиден — для того, чтобы отобрать среди школьников наиболее сообразительных, толковых, увлеченных … то есть ЛУЧШИХ.

Все правильно. Но именно очевидность ответа, похоже, служит ему плохую службу.

Дело в том, что система вступительных экзаменов (отнюдь, кстати, не в СССР придуманная) с задачей отбора лучших хорошо ли, плохо ли, но справлялась. Без огрехов, конечно, не обходилось: бывали и «свои люди» в приемных комиссиях, и «заместители» на экзаменах, и «блатные списки»…

Да, все так. Но все-таки преподаватели ВУЗов, сидевшие в приемных комиссиях, были заинтересованы в том, чтобы общаться в дальнейшем на лекциях и семинарах с ребятами смышлеными и не сталкиваться с откровенными неучами и дураками.

Поэтому и представить себе абитуриента, в буквальном смысле не умеющего читать и писать по-русски, но подающего документы в ВУЗ, было совершенно немыслимо. А уж представить такого абитуриента зачисленным можно было разве что уж совсем в бреду… С введением ЕГЭ бурный поток «отличников-с-Кавказа» сделал этот кошмарный бред повседневной реальностью.

Теперь нормальным ректорам ВУЗов приходится ломать голову не над тем, как отобрать для обучения лучших из лучших, а над тем, как бы отбояриться хотя бы от заведомой шпаны. Отсюда — правдами и неправдами пробиваемые ими на всех уровнях «дополнительные приемные испытания» в виде, например… диктантов, призванных проверить у будущих студентов навыки самой элементарной грамотности.

В этой связи особенно показательной представляется реакция всех прочих ректоров на скандал во «втором меде» — мол, не надо скоропалительных выводов, ректора могли и подставить, надо подождать результатов… Ну и так далее.

Хотя вроде бы — чего ждать? Все вроде бы уже ясно — министерская комиссия установила, что «заявления» от мертвых душ приходили на электронный адрес «второго меда» с ай-пи адресов компьютеров, принадлежащих членам приемной комиссии.

Дальнейшая «технология» вроде бы понятна: сперва забиваем бюджетные места «мертвыми душами», а потом по-тихому заменяем их на живые души тех, кто занесет кому надо наиболее кудрявого «барашка в бумажке». Но…

Возможен ведь и еще вариант, с несколько иными акцентами: путем сочинения «мертвых душ» оберегаем бюджетные места от занятия их горячими джигитами-отличниками, а потом принимаем на них действительно достойных ребят. Может, и не без выгоды для себя принимаем, но ведь ДОСТОЙНЫХ! Что все-таки лучше, чем…

Разумеется, такой вариант представляется весьма маловероятным, но ведь и исключить его нельзя!

И кто поручится, что в каком-то другом вузе не обнаружится похожая схема с «мертвыми душами», но придуманная не ради коррупционной наживы, а для исправления пороков «отбора» по ЕГЭ? Это, знаете ли, вопрос непростой…

Если отвлечься от нехорошей коррупционной истории во «втором меде», то все равно придется признать, что многолетняя уже «практика» сдачи ЕГЭ наглядно демонстрирует, что данная форма отбора является сугубо отрицательной, поскольку широко открывает двери именно для ХУДШИХ элементов общества.

ЕГЭ принципиально порочен, поскольку даже теоретически не может выполнить задачу отбора лучших студентов — и провоцирует «противозаконные» способы такого отбора.

Так что продолжение практики ЕГЭ неизбежно будет порождать самые разнообразные казусы. И вполне может статься, что история со «вторым медом» на их фоне еще покажется мелкой неприятностью…