Артемий Троицкий и Юрий Шевчук предстали перед судом

Сегодня в Гагаринском районном суде было людно и шумно. Телевизионщики перегораживали камерами коридоры, мешая снимать фотографам. Ответчиком в гражданском деле был музыкальный критик Артемий Троицкий, а главным его свидетелем выступал Юрий Шевчук, музыкант. Бывший майор милиции Николай Хованский подал на него в суд, оскорбившись анти-премией, которой его «наградили» (в компании еще нескольких «отличившихся» стражей порядка, например, «жемчужного прапорщика» Бойко) на концерте ДДТ под названием «Последний день милиции». Хованский одним из первых прибыл на место аварии на Ленинском проспекте 25 февраля 2010 года, где лоб в лоб столкнулись служебный Мерседес вице-президента компании «ЛУКОЙЛ» Анатолия Баркова и Ситроен, в котором находились две женщины. Обе погибли, и одну из них — Ольгу Александрину — суд признал виновной в ДТП.

Требование истца к Троицкому — выплатить компенсацию в 500 тысяч рублей, а также провести на том же месте еще один концерт ДДТ, на котором опровергнуть оскорбительные, по его мнению, высказывания.

Оказалось, что у Николая Хованского любимый композитор — Юрий Шевчук. Его 19-летняя дочь тоже очень любит ДДТ, потому и оказалась на том самом концерте 10 ноября 2010 года. «В тот вечер мне позвонила дочь, сказала — пап, такое ощущение, что тебя сейчас должны вывести на сцену и четвертовать».

«По-вашему, те пять человек, которые получили вашу премию — самые плохие милиционеры за все время существования МВД?!» — вопрошал представитель истца, не пожелавший назвать свое имя. Сам же истец подчеркивал нанесенный ему моральный вред: «Естественно, меня это очень сильно разорвало изнутри, поднялось давление…». «Я Николаю Хованскому сочувствую. Не было бы его дочери на этом концерте — ничего такого бы не произошло. Дело в несчастном для него стечении обстоятельств. Но чтобы ни при каких обстоятельствах не краснеть перед своими детьми, нужно себя соответствующим образом вести,» — заявил в ответ Троицкий.

Слова Троицкого, произнесенные во время вручения анти-премии, были препарированы до буквы. Представитель истца задавал сначала самому Троицкому, а потом всем свидетелям один и тот же вопрос: «Фраза: «Я назову милиционеров, которые проявили себя с самой поганой точки зрения» носит отрицательный или положительный смысл?» Свидетели терялись, сбитые с толку очевидностью ответа.

«Мы и не спорим, что это отрицательная характеристика», — повторял представитель защиты Ярослав Кожеуров. Но когда Шевчук тоже подтвердил, что она явно отрицательная, представитель Хованского едко заметил: «Спасибо, идеально вы все отвечаете, очень приятно с вами работать!».

Заслуги и награды Хованского его представитель тоже перечислял много раз. «Значит, вы не знали, что за двадцать три года он прошел путь от рядового до майора, тридцать семь раз поощрялся премиями, награжден медалью за безупречную службу, а 1 ноября 2010 года Дмитрий Медведев ему вручил орден-медаль за спасение погибавших?»- вопрошал Шевчука представитель истца. «Мы представляли к награде не личность, а конкретное действие», — ответил Шевчук, добавив, что, если суд признает информацию недостоверной, он готов извиниться перед Хованским на своем концерте.

Название номинации, по которой был награжден Хованский — «Дорогу колесницам» — тоже вызвало пререкания. Это цитата из песни «Мерседес S666» рэпера Noize MC, посвященной этой аварии. «Оказывается, он его продюссирует, они близки во всех отношениях… Как только забиваешь в Интернете «ДТП Ленинский проспект», сразу же вылазит этот клип Noize MC. Чтобы его возвысить, он (Троицкий — Н.З.) и привязал сюда нас». «Абсолютно никакого отношения к этому не имеет Noize MC, которого, я, кстати, не продюссирую. Эта история очень сильно затронула меня как гражданина. Никакого моего интереса тут нет. Точно так же у меня нет никакого интереса в отношении, например, Химкинского леса, который я тоже защищаю», — парировал Троицкий.

То, что при вручении Троицкий назвал приз «Свинья-мент-копилка», воспринялось истцом как еще одно оскорбление. «Мое вероисповедание не позволяет, чтобы меня сравнивали со свиньей», — заявил Хованский. Один из призов даже приобщили к материалам дела как вещдок, чтобы доказать, что ничего «свинячьего» в образе человечка в милицейской форме и с оттопыренными карманами нет, а «свинью» Троцкий упомянул просто по ассоциации с копилкой. Но даже после этого представитель ответчика продолжал спрашивать, является ли отрицательной характеристика «свинья» по отношению к сотруднику милиции.

Много внимания было посвящено самому ДТП на Ленинском. На место аварии Хованский, по его словам, прибыл через 2 минуты после ДТП. Пассажир Ситроена, Вера Сидельникова, была еще жива. «Я стал за нее бороться. Я подбежал к ней, дал ей руку и сказал: «Держись, твоя жизнь в моей руке». Если бы там, на том месте был Артемий Троицкий, моя рука бы и к нему протянулась!»

Сторона ответчика ссылается на сюжет Рен-ТВ от 25 февраля 2010 года, когда Хованский, выступая на фоне разбитых машин, заявил, что виноват в ДТП именно Ситроен. Выступал он в форме, представившись должностным лицом, а значит, по мнению представителя ответчика Ярослава Кожеурова, не высказывал личное мнение, а делал официальное заявление. «Хованский был первым человеком, который на всю страну по телевидению рассказал, что произошло и кто виноват, при том что не был очевидцем этого. Таким образом он как минимум нарушил презумпцию невиновности» — считает сторона ответчика.

…»А это мой соучастник. Подельник», — представил Артемий Троицкий Юрия Шевчука еще перед судом, в коридоре.

Шевчук подтвердил свою причастность: как только его пригласили в зал заседаний, он попросил разрешения сделать заявление и сказал: «Поскольку мы это затеяли вместе с Артемием Троицким, я так же отвечаю за это, как и он. Во время концерта мы просто поделили роли: я говорил о милиционерах, которые отдали жизнь за свободу и безопасность граждан. А Троицкий журил тех милиционеров, которые, на наш взгляд, не справились со своими обязанностями. Я такой же ответчик, как и Артемий. Вы должны судить и меня тоже».

Кроме Юрия Шевчука, свидетельские показания давали подруга погибшей Ольги Александриной Наталья Петрова и бывший коллега Хованского Игорь Новожилов, работавший в то время инспектором по вызову на место ДТП. Оба они говорили в основном об аварии на Ленинском: Наталья приехала на место событий через несколько часов после столкновения, Новожилов же прибыл туда сразу после произошедшего. Он уверенно говорил, что ДТП произошло на полосе движения Мерседеса, так как далеко отлететь тяжелый бронированный автомобиль не мог, тем более что он видел под его бампером маленькие осколки.

Следующее заседание намечено на 19 апреля.