Знаменитая усадьба Архангельское может уйти с молотка

Знаменитая усадьба Архангельское уже завтра может уйти с молотка. На торги выставлена земля, которая в своё время принадлежала Министерству обороны, а в середине 90-х была передана правительством в бессрочное пользование музею. Теперь историческое наследие страны может стать частной собственностью.

«Можно считать, что на Архангельском можно поставить крест: убивается и исчезает то, ради чего строилась и возводилась эта усадьба», — сетует директор государственного музея-усадьбы Владимир Длугач.

С крыши бельведера Юсуповского дворца исторических пейзажных видов усадьбы не снимали уже 80 с лишним лет. В прошлый раз кинооператоров на эту крышу пускали ещё в 20-х. Для нашей съёмочной группы сделано исключение, потому что новые кадры могут стать последними: завтра, 16 августа, территорию Архангельского начнут распродавать с молотка. Первым уйдёт с аукциона поле, находящееся в охранной зоне, но числящееся за Министерством обороны.

«Министерство обороны в соответствии с постановлением правительства РФ от 1996 года номер 388 должно было передать этот участок в пользование музея-усадьбы, что оно не сделало», — рассказывает заместитель председателя московского областного отделения ВООПИК Евгений Соседов.

Стартовая цена лота – 20 гектаров земли – 600 миллионов рублей, это около 10 тысяч долларов за сотку, иначе говоря, бесценная во всех смыслах земля уйдёт в частные руки по дешёвке.

«Мы прекрасно сознаём, что такое Архангельское. Стоимость сотки на берегу реки может достигать 100 тысяч долларов», — говорят риэлторы.

Военные в усадьбе, принадлежавшей сначала Голицыным, а затем Юсуповым, появились сразу после революции. Два оранжерейных домика были отданы для лечения раненых красноармейцев, а во дворце поселился с семьёй сам Лев Троцкий.

К 37-му году на берегу Москвы-реки возведены корпуса Центрального военного клинического санатория. А в 60-е неподалёку вырастают правительственные дачи.

«Дачи располагались в реликтовых рощах, там стояли вековые сосны, и во все времена запрещалось категорически разведение костров и прогулки. Сейчас там несколько десятков новых дач, вырубили практически всё», — рассказывает жительница посёлка Архангльское, представитель инициативной группы Лариса Фролова.

Не помогли ни постановление правительства России 96-го года о передаче земель музею, ни постановление областного правительства 2001 года об утверждении границ территории и зон охраны усадьбы Архангельское.

Если идти вдоль старой Московской дороги, слева от неё – территория усадебного парка, справа – территория охранной зоны. И прямо в охранной хоне ведётся незаконное строительство. Владельцы пытаются доказать, что это садовый домик, на который не требуется разрешен на строительство.

Фундамент скорее наводит на мысль о многоэтажном дворце – Юсуповым и не снилось. Рядом бульдозер расчищает очередные 15 соток. Таких участков только в этой роще – около сотни.

— Так почему вы работаете в нарушение всех законов на территории памятника?

— Я понятия не имею…

Театр Гонзаго – всемирно известный памятник истории культуры, под охраной ЮНЕСКО.

— Вот уникальный театр Гонзаго, а вот план освоен территории вокруг него. Это знаменитые Горятинская и Аполлоновы рощи, пейзажный парк усадьбы Архангельское начала XIX века, в 2004 году сдан в аренду трём частным фирмам.

И пока не застроен, только потому что по этой территории идут суды. Как и по знаменитому Лохину острову, с пейзажного вида на который и начинался наш сюжет.

«Жители нашего посёлка вместе с депутатами, обратились в суды, суды выиграны, вплоть до Верховного суда мы дошли!», — рассказывает Лариса Фролова.

— С кем судились?

— С администрацией Красногорского района, которая разрешила всю эту застройку.

Увы, это временная отсрочка. Лохин остров, как и всё вокруг, давно поделен, расчерчен и сдан в аренду до последней кочки. Усадьбе-музею «Архангельское» как собственнику из 600 с лишним гектаров исторических пейзажей, которые и составляют памятник принадлежит, по сути, лишь одна десятая – 62 га. Шансов спасти остальное от застройки коттеджами и торговыми центрами практически нет.