«Силы, лояльные Каддафи»: история одной войны

Полковник Муаммар Каддафи попытался построить вооруженные силы, раздав оружие народу. В стране есть лишь несколько действительно боеспособных бригад, зато довольно много оружия. Поможет ли это обстоятельство повстанцам или помешает?

В последнем телеобращении к нации ливийский лидер полковник Муаммар Каддафи сказал, что лучшей защитой от налетов вражеской авиации может быть только собственный народ. Это заявление вполне отражает ту военную доктрину, которую де-факто использует Ливия вследствие политики лидера страны.

Хроническое недоверие к военным, с одной стороны, и политические идеи народовластия, с другой, привели к тому, что армии в обычном понимании этого слова в Ливии нет — есть набор бригад, более или менее боеспособных.

В стране существуют большие запасы неплохих по африканским меркам вооружений, но армия не способна применять такое оружие.

С одной стороны, такое положение может помочь в случае военной интервенции войск коалиции, но с другой — вторжение не началось, неизвестно также, начнется оно или нет, а самые боеспособные части, по мнению экспертов, действуют на стороне Каддафи.

Большая часть ливийской армии является, по сути, вооруженным ополчением, меньшая — сравнительно неплохо подготовленным спецназом.

«Каддафи, явно переоценивая свои возможности по изменению ливийского общества, стал проводить политику «вооруженного народа». Исходя из этого, армия стала занимать очень скромную роль. Она должна, в первую очередь, помогать обучать народ использованию оружия, но, как он полагает, она не должна быть основой вооруженного народа», — рассказал Би-би-си директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев.

Отдельные боеспособные вооруженные формирования, среди которых есть и бригады спецназа, подготовленные иностранными специалистами, а также, как минимум, одна бригада, укомплектованная наемниками и добровольцами из иностранных государств, входят в состав так называемых «войск охраны Джамахирии».

По некоторым данным, численность «войск охраны» составляет пять бригад. Но сколько именно частей стоят сейчас за Муаммаром Каддафи, а также какие именно это части, сказать невозможно.

«Часть просто разбежалась. Часть он смог заблокировать. Мне рассказывали, что некоторую часть держат в казармах и боятся выводить. Держат под присмотром. Часть какая-то используется. И некоторая часть перешла на сторону оппозиции», — сказал Владимир Евсеев.

В своей речи Муаммар Каддафи назвал действия коалиции «Крестовым походом», умолчав о том, что против него действует авиация Катара, а саму коалицию поддерживают Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Тем не менее, полковник призвал, как он выразился, «исламские армии» дать отпор его противникам.

В ливийских войсках уже есть добровольцы, и, возможно, их будет еще больше, если начнется экспедиционная наземная операция иностранных войск.

«Если пойдет сухопутная операция, то конечно, без всяких призывов Каддафи для того, чтобы пострелять по европейцам и американцам в Ливию отправится большое количество боевиков. Тем более, что транспортной проблемы сегодня больше не существует, глобализация этот вопрос решила», — считает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

В случае, если коалиция не станет высаживать десант на берегах Ливии, то все может быть иначе, но в любом случае со стороны Каддафи не будет действовать регулярная армия, оснащенная современным оружием.

Боеспособность войск Ливии вполне проявилась во время вооруженного конфликта с Чадом в 1987 году, когда ливийские войска не смогли победить гораздо более плохо вооруженного противника, который еще и уступал ливийцам в численности.

Парадоксальный факт — при таком личном составе более-менее современных по африканским меркам вооружений, по оценкам экспертов, в этой стране хватает с избытком.

Создавая армию вооруженного народа, Муаммар Каддафи не скупился на оружие. В настоящее время, по данным различных источников, в Ливии около 200 вполне современных танков Т-72, и еще около 600 Т-62 и Т-55, около 2000 различных БТР и БМП, преимущественно советского производства.

Были закуплены также реактивные системы залпового огня (около 1000 единиц), самоходная и буксируемая артиллерия, противотанковые системы.

Все это было куплено преимущественно в Советском Союзе и в основном в 1980-е годы. Однако в силу того, что в 1992 году против Ливии были введены санкции ООН, освоить современные вооружения тогда и впоследствии ливийские военные не смогли.

«В войсках было много различных инструкторов и иностранных специалистов. Когда ввели санкции против Ливии, им удалось удержать только часть специалистов, и в итоге техническое состояние резко упало. Они из этого провала выйти не успели», — рассказывает Владимир Евсеев.

После отмены санкций в 2003 году Ливия пыталась и закупить более современную технику, и обучить специалистов.

«Полковник Каддафи пытался усидеть на двух стульях — получить современную военную технику и обучить военнослужащих работе на ней. В основном во Франции и в России. Но так как он все время тянул, то были заключены только предварительные соглашения, а реальных контрактов на поставку вооружений в Ливию не было», — рассказывает независимый военный эксперт Владимир Мураховский.

Такая ситуация, с одной стороны, демонстрирует небоеспособность сил, лояльных Каддафи. Но с другой стороны, эксперты предполагают, что за ним как раз стоят те, кто более-менее умеет сражаться, что вполне проявляется в успехах действий этих сил против повстанцев.

«Единственный результат — силы повстанцев не взяли Бенгази. При этом они не отдали Аджидабию до сих пор. И, видимо, они окончательно захватили Мисрату. То есть они продолжают вести активные боевые действия. Для противодействия сухопутным войскам воздушных сил НАТО недостаточно», — считает замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

Как считают эксперты, коалиция, сопротивляясь идее экспедиционной операции, пока что пытается победить в воздухе, используя тактику, уже отработанную в Афганистане — после изматывающих авиаударов при поддержке спецназа использовать отряды оппозиции для захвата подконтрольной Каддафи части страны.