Всенародные выборы мэров, возможно, вернутся

Десятеро казанцев проявили инициативу по части возможных еще при их жизни выборов мэра города.

В последнее время народ вел себя хорошо и заслужил поощрение: в проект предвыборной программы «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) Владимира Путина, как сообщалось, включен пункт о переходе к всенародным выборам мэров городов. Или о возврате?

Нет, все-таки о переходе. Потому что, например, Казань — это вам по части демократии не Москва и даже не городок Волжск Марийской Республики. В отличие от Москвы и Волжска в Казани мэра не выбирали никогда, и ее жители, пожалуй, побоятся входить в подъезд, если там будут слышны голоса агитаторов.

Тем не менее Казань, похоже, первой в стране отреагировала на риторику ОНФ и возможность каких-никаких демократических перемен. В минувший понедельник десять здешних жителей собрались в комнатушке в десять квадратных метров и, объявив себя инициативной группой, провели собрание по инициированию местного референдума для изменения устава города. Вопрос предлагается простой: «Согласны ли вы с тем, что мэр города Казани избирается жителями города сроком на пять лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?»

Заметим, что устав Казани — не таблица умножения. Что в нем в любую сторону ни поменяй — все будет правильно. Так, в декабре 2005 года депутаты уже вносили норму о всенародных выборах мэра. Объяснили, что пора. Но незадолго до первых выборов, в марте 2010 года, устав поменяли еще раз и выборы мэра отменили. И снова толково объяснили, почему мэра всем городом выбирать не следует. Потому что это будет не здоровое соперничество конкурентов с различными программами, а схватка денежных мешков с денежными рюкзаками. И надо ли такое допускать, когда с делом вполне справятся полсотни безденежных депутатов городской думы: сами заглянут в глаза кандидату, отобранному из своих же рядов, и сами определят, что именно он и нужен. Нынешний мэр Ильсур Метшин стал не избранным, а, можно сказать, отобранным.

Вскоре, возможно, снова придется менять устав. Инициатива десяти горожан не идет вразрез с предполагаемой позицией Путина и его ОНФ. И если слегка обновленные взгляды лидера «Единой России» найдут хотя бы временное подтверждение, гасить гражданскую инициативу местная власть вряд ли решится.

Конечно, местная бюрократия найдет возможность и не противиться изменениям в уставе, и не торопиться с их внесением. Заявление и протокол собрания инициативной группы в городском избиркоме, наверное, примут. Примут и скажут негромко: «Ну хорошо, теперь попробуйте собрать в поддержку референдума сорок с лишним тысяч подписей!»

— А мы попросим собирать подписи «Народный фронт», — сказал корреспонденту «Новой» председатель собрания инициативной группы Игорь Веселов. — Пусть покажет, что слова его руководителей не расходятся с делом.