Касаются ли угрозы Нургалиева татарских националистов?

Недавнее заявление министра внутренних дел России Рашида Нургалиева по поводу возросшей межнациональной напряженности в ПФО пока никак не отразилось на деятельности правоохранительных органов в Татарстане, которые предпочитают не препятствовать действиям татарских националистов. Сегодня Рашид Нургалиев прибыл в Казань.

В этой связи министру Нургалиеву, возможно, будет интересно, как идет борьба с экстремизмом в Татарстане. Следует отметить, что определенные результаты есть. Правда, последним успехом татарстанской Фемиды в борьбе с экстремизмом стал суд над компанией двадцатилетних юнцов — «Фронтом казанских патриотов», отнимавших деньги и сотовые телефоны «у лиц неславянской национальности». Кроме этого, было возбуждено уголовное дело в отношении 28-летнего отделочника из Набережных Челнов, разместившего на своей странице «ВКонтакте» пресловутый нацистский «Белый букварь» и статью, в которой имелись высказывания, «побуждающие к возбуждению национальной розни между двумя этническими группами — кавказской и русской». При этом в Татарстане действуют информационные ресурсы татарских националистов и регулярно проходят митинги, русофобская и антироссийская направленность которых давно не вызывает сомнений.

У человека, живущего в Татарстане, складывается впечатление, что правоохранительные органы республики действуют избирательно в отношении активистов татарского националистического движения, не замечая, а подчас и потворствуя им. Так, 16 апреля в Казани, во время согласованного с исполкомом Казани митинга родителей русских и русскоязычных школьников, отстаивающих право своих детей учить родной язык в том объеме, в котором он преподается в большинстве регионов России (в Татарстане русский преподают в урезанном формате, как «не родной») они не препятствовали представителям Татарского общественного центра и Союза татарской молодежи «Азатлык» провести рядом свой митинг, разрешение на который никто не выдавал. Равно как не препятствовали им выкрикивать провокационные лозунги и пытаться обострить обстановку. Никто из сотрудников УВД Казани не увидел ничего экстремистского в плакатах националистов «Чемодан. Вокзал. Россия» и «Ущемляют в Татарстане — езжай в Дагестан!».

Еще более показательным было бездействие милиции во время аналогичной акции в Набережных Челнах 30 апреля. Там татарские националисты, по сути, едва не сорвали родительский митинг, смешавшись с его участниками и не давая говорить выступавшим. Главным лозунгом, который демонстрировали провокаторы, был «Татарстан — не Россия!». За все эти действия был наказан только один человек — председатель набережночелнинского отделения ТОЦ и «друг Шамиля Басаева» Рафис Кашапов. Суд Набережных Челнов приговорил его к символическому штрафу в 1000 рублей за «административное правонарушение».

Видимо, предвидя такой исход, еще во время митинга в Казани, проходившего за полтора месяца до суда, лидер СТМ «Азатлык» Наиль Набиуллин, бравируя, пустил среди националистов шапку, чтобы собрать деньги на этот штраф. Само судебное заседание татарские националисты превратили в шоу, позволив себе выкрики в адрес судьи и потребовав переводчика с русского на татарский.

В июне члены СТМ «Азатлык» и все тот же Кашапов, приехавший в Казань вместе с десятком молодых «сподвижников», организовали пикет в поддержку Эльмиры Исрафиловой — тележурналистки республиканского телеканала «ТНВ», публично назвавшей русских в Татарстане «оккупантами» и оскорбившей участников пикета «За русский язык в школах Татарстана». Защитники Исрафиловой, которой на тот момент грозило увольнение, вышли с лозунгами, в частности с цитатой заявления Исрафиловой: «Я любому перегрызу горло за родной татарский язык», перекрыв тележурналистам вход к месту работы. И снова сотрудники УВД Казани ограничились простым наблюдением.

Единственным случаем, когда правоохранительные органы предприняли хоть какие-то действия в отношении татарских националистов, стали мероприятия во время июньской «встречи трех президентов» в Казани (переговоры по проблеме Нагорного Карабаха с участием Дмитрия Медведева) и проведения международного рок-фестиваля «Сотворение мира». Двое участников несогласованного пикета, попытавшихся выйти с на площадь у Казанского кремля с националистическими лозунгами, были на короткое время задержаны. На чем инцидент, поданный в националистической прессе, как «арест татарских патриотов», был исчерпан.

Еще большую активность татарские националисты проявляют в интернете. Так, в декабре 2011 года, все тот же ТОЦ выступил с обращением к президентам России Дмитрию Медведеву и президенту Татарстана Рустаму Минниханову, в котором представители организации пригрозили разрушить Храм-памятник воинам, погибшим при взятии Казани в 1552 году, «если не будет возведен памятник защитникам города». Эта оригинальная идея стала предметом обсуждения в татароязычной редакции радио «Азатлык» («Свобода»). За комментариями тогда обратились к председателю ТОЦ Галишану Нуриахметову, который посетовал на разрушение исторической части Казани, в том числе и здания дореволюционной гостиницы «Булгар», где в последние годы жизни жил классик татарской поэзии Габдулла Тукай, сделав вывод, что «если идет системное уничтожение татарских памятников, то почему в Казани должны стоять памятники русским завоевателям?».

Хотя в одном из интервью руководитель казанского бюро Римзиль Валеев (который по некоему совпадению приходится мужем вице-премьеру республики Зиле Валеевой) заявил, что следит, чтобы в передачах «не было антирусского и антироссийского синдрома», создается впечатление, что эфир радиостанции «Азатлык» целиком построен на этом.

Последние примеры: 8 августа «Азатлык» проанонсировало выход новой книги известной татарской националистки, председателя так называемого «Милли Менджлиса татарского народа» Фаузии Байрамовой «Кучум хан», посвященной истории Сибирского ханства. В своем комментарии, данном радиостанции, автор книги сообщила следующее: «Ермак принес горе народам Сибири. Он — настоящий головорез. Существует ошибочное мнение, что это была борьба Ермака и Кучума. Но, на самом деле, это была война между Россией и Сибирским ханством, между двумя народами».

9 августа на радио «Азатлык» вышла передача журналиста Риммы Бикмухаметовой «Фильм «Орда»: опять на пути исторического вранья». Сокрушаясь по поводу засилья в российском кино фильмов православной тематики, корреспондент рассказала о новой картине режиссера Андрея Прошкина «Орда». Акцентируя внимание на том, что фильм снят по заказу студии «Православная энциклопедия», Бикмухаметова привлекла в качестве эксперта историка Айрата Тухватуллина, который назвал хана Джанибека «демократом» и заявил что «русские должны сказать ему спасибо». Следующий эксперт — писатель Вахит Имамов вообще заявил, что «политика России направлена на историческую ложь и фальсификацию, веками русские себя позиционировали как передовой, цивилизованный народ, но до греков или римлян им все равно далеко, а татарам пора бы уже самим начать снимать фильмы».

Если радио «Азатлык» (финансируемое Конгрессом США), еще пытается держать себя в рамках приличий, то различного рода националистические «независимые издания» не стесняются в формулировках. Так, совсем недавно зарегистрированный в Турции сайт «Татар заманы» («Татарское время»), опубликовал интервью с казанским писателем, одним из активистов ТОЦ Заки Зайнуллиным. Зайнуллин рассказал, что в СССР всегда дискриминировались Герои Советского Союза из числа татар, и призвал вообще забыть об этой теме: «Звания героев дают русские, они же их и отнимают, поэтому они (герои Великой Отечественной войны — прим. ИА REGNUM) не являются татарскими героями».

Особого внимания заслуживает газета «Татар Уян» («Проснись, татарин»), издатели которой живут в соседней Башкирии, но старательно отслеживают события в Татарстане. Издание, не зарегистрированное как СМИ, изо всех сил пытается «раскачать лодку» зоологического национализма и демонстрирует антироссийскую и русофобскую направленность. Вот некоторые из заголовков: «Россия никогда не была старшим братом», «Антирусское восстание 1916 года в Средней Азии», «На Украине сожгли российские флаги», «Белорусы отказываются от братства с русскими», «Трагедия в Сребренице или что такое православный терроризм», «А там Русью и не пахнет», «В Байконуре прошли волнения молодежи (местные жители требуют заменить российских полицейских на казахских)», «Осенью эстонцы откажутся разговаривать с русскими на русском», «Крымчане не намерены терпеть русское хамство» и т.д.

Накануне армяно-азербайджанских переговоров по Нагорному Карабаху «Татар уян» опубликовала удивительный по цинизму текст «Самоопределение для армян Карабаха: 12 тысяч грузовиков и… прямиком в Армению», а в годовщину пятидневной войны в Южной Осетии «аналитическую статью» «Русско-грузинская война. Взгляд из Тбилиси». На этом фоне совсем не удивительным выглядит текст «Как закалялась» сталь, в котором один из журналистов газеты поздравляет и восхищается башкирским радикал-исламистом Айратом Дильмухаметовым, недавно осужденным на шесть лет лишения свободы за экстремистские публикации. Забыв про прежние распри между татарскими и башкирскими националистами «Татар уян» пишет: «Сегодня — 21 июня башкирскому политику и писателю Айрату Дильмухаметову исполняется 45 лет. Этот день рождения он вновь встретит в тюрьме. Он сидит за свои убеждения. Он сидит за религию Единого Творца, за народ и за социальную справедливость»…

После этого реакция писателей из «Татар уян» на скандал с журналисткой Исрафиловой, назвавшей русских в Татарстане «оккупантами», представляется невинной и совершенно естественной: в газета назвала ее «сегодняшней Сююмбике» (последняя правительница Казанского ханства — прим. ИА REGNUM), опубликовав обращение в ее защиту, подписанное руководителями ряда националистических организаций.

Чтобы понять, кто составляет аудиторию газеты, достаточно почитать комментарии к статьям, опубликованным в ней, которые не удаляются со страниц ее электронной версии (приводим дословно): «Шайтан Таягы 06.07.2011 00:20 а по мне хоть горшок… лишь бы не башкир или урыс», «Ринат 23.06.2011 13:27 Необходима каждодневная пропаганда, для того, что бы татары Казани наконец-то стали просыпаться и наконец-то поняли, кто есть кто в Казани. Что всевозможные русские шовинисты и **********ы, прячущимися за логотипами ОРКов, РЯвТ, Согласие (аббревиатуры русских и интернационально-демократических общественных движений Татарстана — ИА REGNUM) и прочая шваль — это зло для татар. Зло, которое спит и видит, как наша нация исчезает, ассимилировавшись в некую биомассу под названием — россияне либо что-то иное»…

Собственно, у подобных писателей и блогеров есть хороший пример для подражания — «бабушка татарского национализма» Фаузия Байрамова, которая вот уже 20 лет продолжает волновать умы. «Русские — это вымирающий миллионами от пьянства, наркомании, преступности и моральной деградации «империяобразующий» народ, — пишет Байрамова, — русские как вымирали, так и продолжают вымирать, российский народ, как пил, так и пьет, как воровали, так и воруют». И делает вывод: «Как человек, всегда боровшийся за сохранение своей нации, языка и религии, повторяю еще раз, запомните это раз и навсегда — татары это не русские! Никогда ими не были и не будут!

Татары — мусульмане! У нас своя вера, своя уникальная культура, свой древнейший язык, свои вековые обычаи. Менять эти бесценные сокровища на «стеклянные бусы» русско-советского суперэтноса (водка, свинина, Пугачева) мы не будем. Это наше право выбора. Никогда в жизни не согласятся истинные татары стать русскими, и уж тем более христианами! Русских мы не считаем эталоном для подражания, и служить нравственным ориентиром для нас они не могут. У нас своя система ценностей. Мусульманам запрещено проявлять излишнюю близость к христианам, вести с ними трогательную дружбу, делиться секретами, подражать, перенимать обычаи, и уж тем более вступать в различные альянсы в ущерб мусульманской умме. Мы живем по своим, внутренним законам, и истинный татарин никогда не пойдет на кровосмешение с русскими. Таков закон».

Подобные высказывания для Татарстана еще с 1990-х годов стали чем-то обычным, так как должной реакции правоохранительных органов не имеют — все наказания идеологам-националистам вроде Байрамовой даются только условно, поскольку они до сих пор имеют симпатизантов в руководстве республики, оставшихся с «шаймиевских времен» безоглядного суверенитета. Чего можно ожидать от субъекта федерации, где на главной странице сайта вполне официальной организации — Всемирного форума татарской молодежи еще совсем недавно можно было видеть «Кодекс истинного татарина» (об этом документе ИА REGNUM уже сообщало):

«Истинный татарин — истинный мусульманин. Беззаветно предан своему народу. Готов самоотверженно всегда и повсюду отстаивать его права. Осознает, что «лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Служит только своему народу, своей вере. Проявляет упорство и несгибаемость в борьбе за правое дело. Кроток и снисходителен по отношению к соплеменникам и единоверцам. Патриот своей исторической родины, родной земли. Не допускает утверждений и деяний, порочащих и ущемляющих его самого, его семью, его народ, его Родину, его веру. Готов твердо и смело защищать эти Святые ценности. Организует татарские общины (мехелле) по месту жительства».

Все эти факты, способные потянуть в другом регионе России на не один десяток «дел по экстремизму», традиционно не замечаются правоохранительными органами Татарии, преуспевшими в борьбе с немногочисленными участниками русских националистических групп, которых в Татарстане сразу же записывают в «нацисты» и «фашисты». Три года назад даже наличие на иждивении малолетнего ребенка-инвалида не помешало татарстанской Фемиде осудить на семь лет руководителя местной ячейки РНЕ — Екатерину Мельникову. Хотя, по мнению ряда независимых экспертов, вся вина Мельниковой и ее соратников состояла лишь в том, что они примкнули к праворадикальному движению, а суть их действий была мелкоуголовной.

По словам министра внутренних дел Рашида Нургалиева, сказанным им на заседании в Нижнем Новгороде, различные религиозные течения и национальные группы стараются «воспользоваться возникающими между жителями недопониманием для разжигания межнациональной розни, экстремистские группы все активнее используют интернет, где ведут агитацию и пропаганду среди молодежи».

На сегодняшний день служители закона в Татарстане упорно не замечают этих опасных действий, несущих непосредственную угрозу целостности страны со стороны татарских националистов. Заметит ли их Рашид Нургалиев, прибывший сегодня с рабочим визитом в столицу Татарстана?