События в Ливии добавили Медведеву уверенности в себе

До настоящего момента президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин производили впечатление слаженной команды по любым вопросам, хотя никто не сомневался, что именно Путин был лидером данного тандема. Но в понедельник, после того, как Путин сравнил резолюцию ООН по Ливии со «средневековым крестовым походом», разлад стал очевиден. Медведев не только выступил против слов своего наставника, но и министры, ученые мужи и государственные СМИ поддержали президента. Вдруг вопрос о том, кто на самом деле управляет Россией, не звучит столь наивно.

Согласно конституции, внешняя политика является прерогативой президента, с чем Путин согласился, отвечая на вопросы о кризисе в Ливии. Но это никогда не останавливало премьер-министра от высказываний своего мнения по любому волнующему его вопросу. И чаще всего, с большей авторитарностью, чем Медведев. Вот и на этот раз, Путин не стеснялся в выражениях, высказывая свое мнение публично.

«В политике США просматривается стабильная тенденция решать вопросы путем военных операций», — заявил Путин, перечисляя конфликты в Югославии, Афганистане и Ираке. «На очереди — Ливия под предлогом защиты мирного населения. Где же логика и совесть? Нет ни того, ни другого». После, перефразировав слова Муаммара Каддафи, Путин добавил, что резолюция Совета Безопасности ООН по Ливии похожа на «средневековый призыв к крестовому походу».

Последняя фраза явно рассердила Медведева. Спустя три часа Медведев появился перед телекамерами в черной кожаной куртке, на которой красовалась вышивка «главнокомандующий».

«Недопустимо использовать выражения, которые, по сути, ведут к столкновению цивилизаций – типа крестовых походов и так далее. Это неприемлемо», — отметил Медведев.

Но Медведев заявил, что Россия сознательно пропустила резолюцию, не воспользовавшись правом вето. «Я не считаю эту резолюцию неправильной, она в целом отражает наше понимание происходящего. Это был квалифицированный отказ от ветирования», — добавил Медведев. «Каддафи сам виновен в этом, применяя силу против собственного народа, и все должны это помнить».

Еще никогда лидеры России не противостояли друг другу так открыто, как в понедельник вечером, и государственные телеканалы показали, кто победил в этом противостоянии. Телеканалы, показавшие выступление Путина в течение дня, не выпустили его в эфир вечерних новостей, некоторые даже убрали данное заявление со своих сайтов — беспрецедентные меры по отношению к человеку, которого все называют лидером страны. Заявление Медведева, тем временем, было показано всеми телеканалами.

Путин не стал вступать в полемику. Более того, во вторник он заявил журналистам, что между ним и Медведевым не может быть разногласий. «Мы близки и понимаем друг друга», — добавил он, позволив себе последний комментарий в адрес одобривших авиаудары по Ливии: «Они должны молиться о спасении своих душ». К тому моменту, министр обороны и министр иностранных дел поддержали позицию Медведева.

«Элита получила четкий сигнал», — считает Евгений Минченко, эксперт по политике и спин-доктор. В вопросе президентских выборов 2012 года «победителем на выборах и правителем на ближайшие шесть лет станет тот, кого поддержит элита, которой есть о чем задуматься в настоящий момент».

Для элиты Путин является олицетворением непреклонного прагматизма в вопросах, касающихся Запада. Он подписывает договоры и делает заявления, когда это выгодно России, но он нетерпимо относится к либерально-демократическим ценностям, и у него мало иллюзий по поводу сближения с Вашингтоном. Медведев, по крайней мере, в своей реторике позиционирует себя полной противоположностью. Он выступает за проведение либеральных реформ и за настоящую интеграцию с Западом. «Его позиция начинает перевешивать», — считает Минченко. «Все хотят быть в одной команде с мировой элитой».

Может быть, не все. В России до сих пор существует группа влиятельных политиков, не верящих в дружественный настрой Запада. По их мнению, у США нет союзников, есть только свои интересы. «Все, чего хочет добиться Америка, это безлимитный доступ ко всем природным ресурсам, включая российские ресурсы», — считает Константин Сывков, бывший стратег Генерального штаба, ныне заместитель главы консервативно настроенного аналитического центра в Москве. «Они делают тоже самое в Ливии. Это варварство. Это война не во имя защиты мирного населения Ливии, это война против населения Ливии».

Но Россия упустила свой шанс ветировать резолюцию ООН, разрешившую авиаудары по Ливии. И неважно, насколько Путину данное обстоятельство не по душе — ему придется смириться с этим. Позже Медведев и Путин смогут уладитьвсе разногласия, когда будут решать, кто из них выдвинет свою кандидатуру на президентские выборы в марте 2012 года. И, учитывая тон перепалки с понедельника, данное решение будет принято не в джентльменской манере, как они заявляли ранее. Куртка главнокомандующего, кажется, становится Медведеву впору.