Армия, флот и Русская православная церковь

Конкуренты России пытаются навязать ей архаизацию, деиндустриализацию, отказ от атомной энергетики и военно-промышленного комплекса, а Церкви – отказ от широкомасштабной миссионерской деятельности, охватывающей и капиталистов, и коммунистов, и биржевых брокеров, и панковских рокеров, и политиков, и аналитиков, и цветоводов, и оленеводов.

Католические епископы Германии потребовали от властей отказаться от использования атомной энергетики, сообщает Deutschlandfunk. По словам председателя конференции немецких католических епископов Роберта Цоллича, использование атомной энергии не является «надежным решением». В том же духе высказались протестанты ФРГ.

Требование запрета атомной энергетики абсурдно. Катастрофы бывают и на железнодорожном транспорте, что же, его теперь запретить? Да, логично требовать нравственного подхода, выражающегося в предельной ответственность в проектировании и эксплуатации АЭС, учета всех сейсмологических и прочих факторов. Но Православие, в отличие от германских католиков, не враг и не помеха науке и ее развитию как таковым. Церковь призвана давать нравственную опору научным исследованиям, в том числе в области атомной энергетики и космонавтики, напоминать, чтобы научные достижения служили добру и не попадали в руки сил зла. Поэтому необходим союз Церкви и науки, храмы и диспуты в наукоградах и инноградах, в том числе в Сколково.

Тема взаимодействия и диалога Церкви и атомной физики в России имеет свою долгую и историю. Такое сотрудничество развернуто между Саровским ядерным центром, на территории которого не только возрожден основанный преподобным Серафимом монастырь, но и создан православный интеллектуальный клуб, возглавляемый физиком- ядерщиком Дмитрием Сладковым. Историософское осмысление того факта, что всероссийский ядерный центр был создан в местах подвигов великого молитвенника за Россию преподобного Серафима Саровского, можно наблюдать в публицистике таких разных церковных авторов, как Сергей Чапнин и Егор Холмогоров. Последний, собственно, является автором термина «атомное Православие». Преподобный Серафим не просто молился о России, но и предсказывал ее возрождение после серии катастроф. Нынешние события в Ливии еще раз демонстрируют, что у России нет друзей, кроме стратегических ядерных сил, армии, флота, оборонной промышленности и Русской православной церкви.

#{best_opinions} Оппоненты и конкуренты России пытаются навязать ей архаизацию, деиндустриализацию, отказ от атомной энергетики и военно-промышленного комплекса, а Церкви – отказ от широкомасштабной миссионерской общественной деятельности, охватывающей все общество: и капиталистов, и коммунистов, и биржевых брокеров, и панковских рокеров, и политиков, и аналитиков, и цветоводов, и оленеводов. Мы видим попытки указать Церкви ее «место» в среде секулярных интеллектуалов Православие до сих пор воспринимается как некая сила, которая отвечает за некую «традиционную часть общества», то есть за тех, кто не хочет «вписываться» в современный социум, брать паспорта, электронные карточки и т. д. То есть Церкви оставлен «альтернативный социум», при условии что она оставит попытки христианизации основного социума.

Протоиерей Всеволод Чаплин попытался преодолеть этот стереотип, отметив, что Церковь не собирается одевать общество в «хиджаб» и что его напоминание о дресс-коде направлено не к так называемому «традиционному обществу», но адресовано именно основному обществу и имело целью напомнить о приличиях именно ему.

В скором времени ожидаются развернутые выступления патриарха на тему диалога веры и науки на скорбных «торжествах» на Украине в память 25-летия Чернобыльской трагедии, на которые, чтобы осмыслить и их, и последствия аварий на АЭС в Японии, приглашены многие государственные деятели и ученые из разных стран. Ну и, конечно, я убежден, что Церковь не отдаст своим оппонентам такую важную тему, как 50-летие полета в космос Юрия Гагарина, который, как известно, публично выступил с критикой сноса храма Христа Спасителя, что было вызовом хрущевской политике уничтожения Церкви.

Более того, именно от патриарха я ожидаю повышения уровня религиозной грамотности ведущих российских политиков. Мы только за, когда они пытаются осмыслить современные события с религиозной точки зрения, проводить параллели из истории христианства. Но, чтобы быть точным, логично обращаться к главному катехизатору России – патриарху. Именно он, а не разные «старцы» или самозваные «посредники» способен точнее всех сформулировать православный ответ на любой современный вызов. Кроме того, бессмысленно отрицать тот факт, что именно от патриарха зависит, в том числе, и политический выбор миллионов людей.