Когда закончится брайтонская эпоха русской масс-культуры?

Советский сатирик Михаил Задорнов в свое время изрядно добавил себе славы, озвучив главное впечатление того слоя населения, который принято именовать «советской интеллигенцией», от американцев: «Они тупые!».

Американцы, понятное дело, внимания на это не обратили и продолжили тупо делать деньги. Но по меньшей мере в одном — в своём представлении о русских — они продолжают добросовестно тупить, принимая за русских эмигрирующую к ним советскую интеллигенцию и торговое сословие. Считая, что дело русских — разбавлять бензин на заправках и делать «бизнес» на карточках социального страхования. Изображая в своём голливудском кино русских бандитов Чеховых и генералов Рахманиновых вперемежку с адмиралами Рабиновичами.

…Правда, когда в Нью-Йорке недавно появилось реалити-шоу Russian Dolls («Матрешки» или «Русские куколки»), американские рецензенты вдруг поняли:«да это же просто не русские». Внезапно даже совершенно «тупым» американцам стало понятно, что если главная «русская» героиня Диана Косов (да-да, именно так), помимо чудовищной пергидролевой блондинистости времен падения Берлинской стены, и, согласно цитате из New York Post, «шубы размером с белого медведя», главным своим украшением считает совершенно неприличных размеров могендавид, который не могут скрыть даже не менее неприличных размеров плодоносные сиськи, — то эта «матрешка» все-таки, походу, какая-то немного фейковая.

Кажется, наконец-то поняли. Умницы. И четверти века с момента распада СССР не прошло.

Но при этом, знаете, — я все-таки не стал, вслед за Задорновым, называть американцев «тупыми».

Потому как они, так или иначе, но все-таки поняли, что «украинско-еврейская культура Брайтон-Бич» (тот же New York Post) собственно к России, русским и русской культуре (а равно к украинской и еврейской) имеет приблизительно такое же отношение, как играющий на балалайке медведь на Красной Площади. Всё это имеет отношение только к Брайтону и брайтонской культуре.

А вот наше, отечественное телевидение, к примеру, — этого понять не просто не может, а ещё и не хочет. Иначе бы «стилистика Брайтон-Бич» не была определяющей в большинстве развлекательных программ по всем каналам: от простецкого «Аншлага» до куда более изощренной продукции «продвинутого и интеллектуального» НТВ, на котором я однажды (опять-таки недавно) наблюдал в каком-то очередном ток-шоу совершенно феерическую картину: с микрофоном Вилли Токарев, у него за спиной, если я не ошибаюсь, Любовь Успенская, Вика, если я не ошибаюсь, Цыганова и где-то на заднем плане маячит питерский культуртрегер Александр Яковлевич Розенбаум.

— Мы, деятели российской культуры…

…Я, помнится, чуть поглощаемой в тот момент котлетой не подавился.

И дело тут вовсе не в «национальном составе»: вы будете смеяться, но признанный «почетным евреем Брайтона» Вилли Токарев на самом деле – из кубанских казаков. Да и Вика Цыганова не Сара.

Просто, собственно к русской культуре то, чем эти, иногда довольно талантливые, люди занимаются, имеет приблизительно такое же отношение, какое нью-йоркское реалити-шоу «Матрешки» имеет к собирательным образам русских мужчин и женщин.

Искренне жаль, что то, что уже поняли об этом явлении даже «тупые американцы», так и не может осилить, как только не старается, «умное» российское телевидение, которое почему-то до сих пор продолжает считать именно Брайтон-Бич чем-то типа своей «духовной метрополии».

Но когда эта «брайтонская эпоха русской масс-культуры» закончится — пока непонятно.