Прогресс в Думе: списки прогульщиков заседаний сократились

Раньше нажимали по восемь кнопок, а теперь по четыре

Прошлой весной строгий взор главы государства обратился на зал заседаний Госдумы и узрел там безобразие: депутатов неприлично мало, да и те, что есть, скачут по рядам, как зайцы, в надежде успеть нажать кнопки и за себя, и за отсутствующих коллег. Глава государства повелел навести порядок. Год прошел. Пора подводить итоги…Показательная деталь: долгие годы смехотворную картинку с заседаний нижней палаты наблюдали россияне, долгие годы о проблеме явки писали и говорили СМИ. Но это всё, как оказалось, ерунда по сравнению с четко выраженной волей президента. “Это не моя компетенция… но, как гарант Конституции, не могу не сказать… это оскорбляет избирателей… надо что-то делать!” — произнес он на встрече с лидерами думских фракций год назад, и только после этого в Охотном Ряду поняли: дошла гиря до полу, и что-то действительно придется менять.

Процесс согласования неприятных, но, увы, неизбежных ограничений вольницы был небыстрым. Три месяца ушло на внесение в закон “О статусе депутата…” строгой строки про обязательность посещения заседаний и введение специального “часа голосования” в 17.00, когда в зале быть непременно надо. Еще полгода — на уточнение в регламенте Госдумы перечня уважительных причин, которые дают право на отсутствие в зале, а значит, и на передачу голоса коллеге. Перечень получился открытым, а потому резиновым. Свадьба, командировка, болезнь, смерть родственника, рождение ребенка, “исполнение гражданских поручений” или поручений Совета Думы, а также “иные семейные обстоятельства” и “обстоятельства непреодолимой силы”. Заниматься нарушителями режима и продумать меры воздействия на них поручили Комиссии по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики — и успешно забыли об этом.Очень многие в Охотном Ряду считают: дополнительные меры воздействия уже и не нужны — мол, оказалось достаточно мер административного и внутрифракционного контроля. По поручению спикера думский фотограф как снимал, так и снимает панораму зала в день заседаний, а секретарям как вменялось в обязанность надписывать фамилии присутствующих и отсутствующих, так и вменяется. Фотографии передают руководству аппарата Госдумы и спикеру. Иногда случаются казусы: депутат, к примеру, пересел — и попал в списки прогульщиков… Негласные договоренности лидеров фракций предполагают обеспечение явки примерно половины каждой из них.

Конечно, прежде всего наведением порядка пришлось заняться “Единой России”. В аппарате каждой из четырех групп, на которые поделены “медведи”, заготовлены бланки доверенностей на передачу голоса с объяснением причины отсутствия: только вписывай фамилию, дату — и всё. Бывают заседания, когда в каждой группе собирается по несколько десятков доверенностей.
Одно время делались попытки заставить прогульщиков писать заявления “за свой счет”, но широкого распространения эта практика не получила.
Но даже столь скромные действия возымели результат. “Стало заметно лучше, — сказала “МК” вице-спикер Любовь Слиска, — но только с утра, до 12.00, а потом провал, зал пустеет… Многие депутаты снова приходят только вечером, в час голосования”. “Лучше” — это значит, что депутатов уже достаточно, чтобы не скакать по рядам, голосуя за восьмерых-десятерых, и можно всё сделать тихо, не вставая с места, потому что нажать кнопки нужно лишь за троих-четверых.

Скоро выборы, и во всех партиях уже начат процесс составления предварительных списков кандидатов. И те, кому место в списке не гарантируют очень большие деньги или очень серьезные связи, уже не очень злостно пренебрегают своим долгом обязательно присутствовать на пленарных заседаниях: при прочих равных репутация хронического прогульщика может оставить за бортом.