Русский национализм вчера, сегодня, завтра

В своем выступлении я остановлюсь на трёх вопросах:

1. Что такое национализм вообще.
2. Каковы основные пороки предшествующего русского национализма.
3. Каковы перспективы русского национализма в свете последних событий и в контексте общей политической ситуации в стране.

Что такое национализм? Вы можете, конечно, раскрыть любой социологический словарь, лучше, конечно, не советского периода, а западный, и вы найдёте определение:

Национализм — это идеология, которая провозглашает нацию, как бы эта нация не понималась, высшей ценностью.
Таким образом, националисты — это те, кто говорят, что благо моего народа, мой народ, точнее, являются высшей ценностью, и все действия должны соизмеряться с этим критерием. Более того, национализм — это не только политическая идеология; более важно, что национализм — это психическая культурная норма. Быть националистом — это значит быть нормальным человеком.

Почему это норма? Дело в том, что все мы не существуем сами по себе, все мы — члены каких-то обществ. Так вот самая большая общность, которую мы можем себе вообразить — это не человечество! Это нация! Это наш народ! Хотя бы по той простой причине, что нация отделена от других наций границами.

Мы не просто часть этой общности, мы всегда хотим о своей общности думать позитивно. Это перманентно, т.е. это природная потребность человека. Мы хотим думать позитивно о своей семье, позитивно о своём народе. Это потребность. И в этом смысле национализм является культурной и психической нормой для человека.

Кто-то хочет перейти в другую общность, не обязательно этническую, кто-то считает себя выше того народа, к которому принадлежит. Для того, чтобы расстаться, легитимировать свое расставание, надо об этой группе, к которой ты принадлежишь, говорить плохо.

На самом деле национализм, в России по крайней мере, имеет множество негативных коннотаций, т.е. когда вы слышите «национализм», вам обязательно противопоставят «дурной национализм» — «хорошему патриотизму». Это чисто Советская выдумка: деление на «плохой национализм» и «хороший патриотизм». Это всё равно, что деление на шпионов и разведчиков.

Более того, сейчас в обществе национализм как термин переоценивается. Если ещё 10 лет назад он воспринимался исключительно негативно, то сейчас все больше начинает восприниматься позитивно или, по крайней мере, как нечто приемлемое. Пример: май 2008 года — Президент Путин сказал: «Я и Медведев — русские националисты в хорошем смысле слова» . А мы можем о себе сказать — а мы русские националисты в самом что ни наесть хорошем смысле слова!

Чем отличается национализм от других политических идеологий? Национализм — это не только идеология, это гораздо больше! Это особый взгляд на мир. Мы смотрим на мир сквозь этническую призму. Мы смотрим на мир сквозь точку зрения своего народа и поэтому сначала мы националисты, а уж затем мы начинаем выбирать — кто мы по своим политическим взглядам.

Допустим, я националист, но я либерал и демократ. Объясню, почему. Если считать, что нация является высшей ценностью, то, значит, я признаю за ней приоритет, я признаю право людей самих выбирать свою судьбу; значит, я признаю демократический принцип, потому что демократия — есть право народа выбирать свою судьбу.

Почему я либерал? Если я хочу, что бы нация была свободной, то я должен отдавать себе отчёт в том, что она может быть свободной только тогда лишь, когда свободны все члены этой нации. Члены нации, которые владеют комплексом неотчуждаемых прав, тех прав и свобод, которые называются либерально-демократическими. Верно и обратное — нельзя быть свободным гражданином и свободным человеком в порабощенной нации. Здесь прямая зависимость.

Когда я буду говорить вам о тех проблемах, с которыми столкнулся русский национализм в последние 20 лет, говорить об ошибках, то это не значит, что я всегда был умён так, как сейчас. Многие заблуждения, присущие русским националистам, я разделял в равной мере вместе с ними.

Но для чего надо говорить об ошибках? Для того, чтобы извлечь интеллектуальное преимущество. Только проанализировав опыт прошлого, мы сможем успешно двигаться вперёд.

Если говорить об ошибках обобщенно, я бы назвал их одним словом — неадекватность.

Неадекватность русских националистов — почему? Это не следствие недостатка образования (я не раз наблюдал, что люди прекрасно образованные значительно более неадекватны в понимании реальности, чем люди плохо образованные, но обладающие здравым смыслом). Неадекватность эта начинается с неадекватного понимания трактовки русского народа.

Те из вас, кто читал корифеев старого национализма и тех людей, на которых старые националисты сформировались (это в первую очередь великая Русская литература), могут понять, что такое неадекватность. Это такой литературоценрический взгляд на мир. Судить о русских, тем более о современных русских, по Достоевскому, по Толстому — это значит ничего не понимать ни в России, ни в русских. Я уже не говорю, что тогда, в XIX веке, те описания уже были неадекватны. Неадекватность выражается в первую очередь в мазохистском взгляде на русский народ. И сейчас можно услышать подтверждения, в том числе исходящими от самих русских националистов , что русские — это народ, который специально создан для страданий, создан для мучений, для того, чтобы за его счёт существовали другие. Вот это неадекватность, это мазохизм.

Получается, один народ создан для страдания — русский. Почему? Отчего? Почему именно русским отказывают в праве быть свободными, отказывают в праве формировать свою власть? Отказывают в праве быть состоятельными?

Одна очень известная журналистка дала, на мой взгляд, самое хорошее определение такого политического гибрида, который с легкой руки Севастьянова получил название «Национал-капитализм». Национал-капитализм — это очень просто! Это что бы деньги были, в том числе, и у русских, а не только у евреев. Думаю, более точное определение сложно дать.

Так вот, старый русский национализм почему-то именно в этом русским и отказывает!! Чтобы у русских не было ничего, они б страдали и несли на себе ношу, несли тяжесть. Почему? Ради чего? Они объяснить не могут, ссылаясь на какую-то высокую миссию русских.

Но посмотрите социологию, и вы увидите, что русские такие же люди, как и все. Чего они хотят? Свободной и сытой (а что в этом плохого — в сытости?), сытой, обеспеченной, спокойной жизни. Они не хотят проливать кровь, более не хотят. Ни за какие химеры, ни за воссоздание евроазиатской империи, ни за воссоздание СССР, ни за создание IV национал-социалистического Рейха на месте России. НЕ ХОТЯТ! Люди хотят нормально жить. И это очень важно понимать!

Вот из этого мазохизма старого русского национализма вырастает его государственный центризм, т.е. все надежды должны возлагаться на государство: русские существуют только для того, чтобы обслуживать государство, а государство будет решать, кому что надо, оно будет по справедливости заботиться обо всех. Но меньше всего о русских, естественно.

Достаточно посмотреть статистику XIX века, статистику советской эпохи, чтобы понять: русские обеспечиваются этим государством по остаточному принципу, мы получаем меньше всех и в последнюю очередь! И эти цифры впечатляют. (Цифры можно найти во многих книгах, и в т.ч. моих.)

Вот из этого этатизма вытекала неадекватность политической стратегии русского национализма. Представьте себе, если вы, провозглашая себя русским националистом, надеетесь на государство и более ни на что, вы не верите силу русского народа, то тогда вы будете ожидать, когда это государство изменится. А каким образом оно может измениться? Как можно изменить государство и его политику?

Реплика: давлением!

Правильно, давлением!!

А они думали, что государство — это русские люди, мы им объясним, и они всё поймут и изменятся. Вот Александр Самоваров написал несколько замечательных книг о русском национализме, вообще о русском вопросе. Вот там показано, как высокопоставленные этнические русские чиновники были первыми и главными врагами русских националистов. По очень простой причине — они прекрасно отдавали себе отчёт: если предоставить русским не их привилегии, а просто равенство с другими народами — СССР тут же развалится!

В конце концов, это произошло. Если б он не развалился в 1991 году, сейчас бы точно развалился! По очень простой причине: ещё в 1980 годах были сделаны прогнозы демографической динамики СССР. Согласно этим прогнозам, каждые 25 лет происходит двукратное увеличение населения центральной Азии и Закавказья. К 2000 году согласно этим прогнозам большая часть Сов. Армии составляли бы выходцы из средней Азии.

Кто служит в СА? Где служат из ср. Азии? Только в стройбатах и водители! Водители и строители! Вы можете себе представить такую армию? Её боеспособность? Нет!

Но дело даже не в этом! СССР в 1970-е годы и в начале 1980-х получил 150 млрд. нефтедолларов! Это гигантская сумма!! Несравнимая с нынешними 150мрлд $. Куда пошли эти деньги? На стимулирование рождаемости, на поддержание приемлемой ситуации в ср. Азии и Закавказье. Русским не досталось почти ничего или досталось гораздо меньше, чем они того заслуживали.

И вот русские националисты возлагали надежду на государство. Когда вам лень что-либо делать, когда вы боитесь что-либо делать, вы всегда надеетесь на то, что есть третья сила или внешняя по отношению к вам, которая вас выслушает и вдруг изменится, и изменится она в желательном для вас направлении!

Парадокс: сплошь и рядом те русские националисты, которые говорили о жертвенности русского народа, об общинности, о необходимости терпеть, о братолюбии — сами этих качеств совсем не демонстрировали. Они были совсем другие, они в прямом смысле дрались из-за денег, причём за крошечные суммы. Они не демонстрировали никакого товарищеского чувства, никакого братолюбия, т.е. своим поведением являли полный антипод тому, что они пропагандировали.
А в политике существует правило, которое подтверждено многими наблюдениями — те, кто внизу, ориентируются на тех, кто вверху. Если позитивный пример, то люди будут следовать этому образцу, если негативный, то вашим возвышенным словам не поверят. Естественно, что русские националисты, которые исходили из дичайшего представления о русских, как они могли мобилизовать людей и вывести их на митинг или уговорить голосовать за себя?

Если говорите:

-Вы должны страдать, вы должны по-прежнему терпеть…

-Ради чего?-Как ради чего? Ради Империи! Ради сверхдержавы! Вы не можете жить нормально!

-Почему?

-Там же наши братья! Мы должны им помочь! И от нас только зависит сохранение этого единства!

Реакция нормального человека какой будет? Он покрутит пальцем у виска. И не пойдёт за вас голосовать.

Потому, что для людей ненормально желать себе дурного! Люди хотят для себя блага. Как бы его не трактовали.
Русский народ оказался значительно умнее и реалистичнее русских националистов. Уже в конце 1990-х годов было заметно, что русские меняются. Меняются — как и почему?

А здесь достаточно сказать следующее:
в первой половине 90-х, после развала СССР, для русских был характерен негативистский взгляд на себя, массовое ощущение было такое: мы самый плохой народ, мы живём в самой плохой стране и нам последовало такое наказание…

Этот мазохистский взгляд — следствие такой массированной социализации: если газеты, ТВ, масс-медиа нас в этом постоянно убеждают, что всё, что делалось до этого в отечественной истории — плохо, скверно, то вы волей не волей поддаётесь этому влиянию. Это очевидно.

Но дело в том, что ни одна группа не может жить с таким самоощущением. Это ненормально. Группа должна распадаться, если она о себе плохо думает, и у русских произошёл процесс, который, с нашей точки зрения, объяснить невозможно, сработал какой-то механизм биологической защиты — они стали смотреть на себя ХОРОШО! Всё лучше и лучше! И в конце 90-х этот сдвиг стал заметен:

1. Русские стали нуждаться в позитивном самоутверждении! В позитивном взгляде на себя.
2. С 2000 года столкнулись с потоком миграции, точнее миграция в центр России началась с первой половины 90-х, но тогдашняя миграция (по объёмам не меньшая, чем нынешняя) состояла из украинцев, белорусов и молдаван. Они не воспринимались как угроза.

С 2000 года ситуация изменилась, изменился миграционный характер, миграционный поток, сами знаете откуда. Что происходит, когда мы встречаемся с большой группой людей, которую мы не можем игнорировать? Если на 100 чел. встречается 1 не славянской внешности, вы даже не зафиксируете своё внимание. Когда из 100 чел уже 10, а по экспертным оценкам нелегальная иммиграция равна 10 млн. чел, примерно каждый 9-й (если верить данным по количеству населения 140 млн. чел). Это не просто не русский, это человек, который отличается от преобладающего этнического массива.

Есть международный опыт, когда число таких иммигрантов достигает 10% — конфликт запрограммирован!! Он заложен в природу ситуации!

И вот позитивное самоутверждение, в котором русские нуждались, во-первых; во-вторых — большие потоки расово чуждых иммигрантов, привели к тому, что стал меняться русский взгляд на мир. Впервые в истории русские стали смотреть на мир сквозь этнические очки.
И они, вследствие тяжелых испытаний, поняли, что вообще-то национальность кое-что значит, что этничность имеет гораздо большее значение, чем нам объясняли.

Очень характерно, что 1992 год социология показывала в России самый высокий уровень терпимости (в 1992 году прокатились этнические войны), русские говорили — национальность не имеет значения, важно какой ты человек: хороший или плохой.

Спустя 15 лет ситуация изменилась. Говорят:

— Да, национальность имеет значение. Очень важное значение. Мы не хотим, чтобы наши дочки выходили за муж за …………..
— Мы не хотим работать с ….. (перечисление, с кем не хотят).

Т.е. взгляд стал меняться. Социологически это называется банальный национализм. Это люди, которые стали смотреть на мир сквозь этнические очки, не обязательно поддерживали русских националистов. Они даже не поддерживали их, более того, существует смысловое противоречие. Одни и те же люди говорят:

— Надо выгнать всех иммигрантов и подавить русский национализм. Для человека это, в принципе, нормально. Такая шизофренизация сознания, но, тем не менее, взгляд стал меняться. Он уже иной — сквозь этническую призму.

Приход к власти В.В. Путина, который, по мнению официальных комментаторов, дал толчок русскому национализму, был следствием как раз этой этнизации сознания. В Кремле тогда раскладывался пасьянс, и уже в конце 90-х было понятно — во главе государства должен стоять человек, имеющий репутацию «патриота».

Переходя к современному русскому национализму и его перспективам, надо сказать, что его ключевой точкой, но не концом, стали события 11 декабря 2010 года на Манежной площади. Я не разделяю мнения, что это дело рук националистов, хотя они, конечно, приложили свои скромные усилия. На самом деле это выступление было проявлением этнизации русского сознания, когда русские почувствовали, что дальше уже некуда, что на кону стоит само существование русского народа, а для русских это исторический сдвиг!

Мы были очень сильным народом, по крайней мере 300 лет, и по большому счету никого не боялись, и вдруг нас настигло ощущение, что мы не такой большой народ, нас становится всё меньше, что у нас угроза не извне, а угроза внутренняя!

Здесь очень важно посмотреть, как меняется русский взгляд на мир.
Советское время русские смотрели на себя сквозь западные очки, в каком-то смысле, но теперь для них главное — соотношение этнических групп внутри России, т.е. мы не соотносим себя с Западом, нас занимают те, кто живёт бок о бок рядом с нами, и с нашей точки зрения представляет нам угрозу.

Почему так важна внешность?
Биологический механизм, заложенный процессом эволюции человека — встречаемое чужое лицо в незапамятные времена воспринималось как потенциальная угроза. Это, что называется, «чужой». А если этот «чужой» демонстрирует агрессивные действия, он превращается во «врага».

Если человек одной с нами внешности — не можем воспринимать его как чужого, автоматически воспринимаем как своего.

11 декабря было важно в том смысле — в России началась новая политическая динамика, сбылся самый страшный кошмар Кремля! Выяснилось, что угрозу власти, а это подразумевали там всегда, угрозу власти представляют не либералы, не бывшие диссиденты, главную угрозу представляет сам русский народ!! Самим фактом существования! Оказалось, что этот народ, против которого было брошено такое оружие, как водка, ТВ, ОМОН, вдруг в состоянии заявить о себе устами и действиями молодых людей. Почему молодых? Потому что они не прошли Советской социализации, они думают иначе, они считают, что у нас есть права!! Всё в этой стране и эту страну создали мы!! И мы хотим справедливости!!

Что меня потрясло в этих действиях? Действия были исключительно цивилизованные!

Когда в центре Москвы собирается несколько тысяч человек, естественно, часть подогрета алкоголем, то последствия должны быть значительно хуже! Ничего не было! Не было никаких погромов.

Хотя за 2 недели до этого лондонские студенты разгромили центр своей столицы, даже королевских особ побеспокоили… палкой. Никто их не обвинил в экстремизме, никто их не назвал фашистами, наоборот — говорили, что закон оправдывает протест молодёжи!
В России произошло более или менее то же самое, за исключением одного — это был протест русского народа, на острие которого оказалась молодежь. Молодёжь всегда наиболее активна во всех патриотических силах.

Что будет дальше?

Власть отреагировала в привычной ей манере «держать и тащить», и она будет действовать только так, потому что другой она не знает. Она будет усиливать давление и прибегать к репрессиям.

Это такая контрреволюционная стратегия, но эта стратегия работала бы 8-9 лет назад.

Вспомните, когда хватали и судили нацболов — это не вызвало никакой массовой реакции по очень простой причине: их действия были в противоречии с духом времени. Сейчас стал меняться сам дух времени, то, что некоторые называют Zeitgeist. И это самое главное в понимании ситуации, в которой мы все сейчас находимся.
Так вот: репрессии сейчас вряд ли могут быть удачным решением. Потому что Zeitgeist направлен против власти. Zeitgeist — т.е. массовое желание, массовое ощущение людей — это потребность в переменах.

8 лет назад желание было в сохранении стабильности, сохранении статус-кво.

К 2010 году пришло массовое ощущение того, что власть не принесла стабильности и что принести её она не может. Война на Кавказе не только углубляется, но и расширяется, социальные проблемы не решены, ни на один из вызовов, которые существуют, нет ответа! Вот в этом контексте, как показывает опыт, любые репрессии приводят не к слабости, они усиливают раздражение, они усиливают недовольства — потому что они воспринимаются как несправедливые, как желание любой ценой подавить справедливые требования общества.

До ноября 2010 года ощущение власти можно сформулировать так: «мы не знаем, где прорвёт». Теперь это ощущение переросло в страх, и, по большому счету, там не знают, что делать. Ресурсы власти не столь велики, как может показаться, и какое впечатление она сама хочет произвести.

Тем более, тут подоспел опыт арабских революций, которые показали способность общества выйти на улицу даже в деспотических странах. И, что самое важное, показали роль и значение новых технологий. Выяснилось, теперь невозможно определить, где находится штаб революции. Потому что этот штаб развит в социальных сетях. Выяснилось, что эти сети служат не только коллективным организатором, они способны мобилизовать общество.

Естественно реакция — будут закрываться русские серверы в случае чрезвычайной ситуации, всё уже к этому готовится. Регистрация некоторых сайтов как средств массовой информации предполагает, что на них распространяется ограничения для СМИ. Т.е. если вы напишите «Я русский и этим горжусь», вас могут привлечь по ст. 282, и это не шутка!

На передаче, которую, возможно, видели в записи, был следующий эпизод (его вырезали, конечно): встал господин в тюбетейке и сказал, что меня и Савельева надо по 282 статье осудить! За что? За то, что я говорю, что у русских есть права и что эта страна создана русскими! И добавил: ДА!! ЭТО ФАШИЗМ! Вот за это Вас надо судить!

Естественно, это не могло войти в итоговый вариант телепередачи. Причем очень было заметно, как распределялись симпатии в зале среди зрителей.

Изменился диспут в разговорах, больше стали говорить о революции, а ведь год назад ни слова не говорили, Причём, говорят совсем не революционеры — люди, занимающие статусные позиции, достигшие социального успеха. Но когда мы говорим о некоторых вещах, как о само собой разумеющихся, то это значит, эти события начинают приближаться. Это, конечно, не значит, что национальная революция, о необходимости которой так долго говорили и мечтали некоторые, произойдёт. Это не факт.

Я считаю, что вероятен сценарий событий, при котором страну поразит серьёзнейший общенациональный кризис, кризис, в который мы уже втягиваемся, а вот каков будет выход из этого кризиса — никто не знает.

Он может быть вполне революционным, причем не русский бунт, бессмысленный и беспощадный, ничего подобного! Русский бунт очень осмысленный, и он склонен пощадить тех, кто не сопротивляется. Потом — все последние революции были исключительно мирными, и никто не страдал. Ну, арестовали счета за границей некоторых политических деятелей, ну и что? Что это — пролитие крови? Т.е. если произойдёт революция, она будет мирной!

НО! Есть аналитические модели, которые предсказывают кризис с вероятностью 75% (это точнее, чем погоду). Так вот, согласно критериям этой модели, кризис более чем вероятен, а вот революцию предсказать не смогли.

В данном случае пространство открыто для политической и социальной инициативы!!