Девиз «Православие или смерть!»всё-таки признан экстремизмом

Мосгорсуд отменил решение райсуда, отклонившего иск против гражданина за футболку с таким логотипом

Мосгорсуд признал девиз «Православие или смерть!» экстремистским, а решение Люблинского районного суда об отклонении иска столичных прокуроров против гражданина П., разместившего на своем сайте черную футболку с таким логотипом, подлежащим отмене. Судебные споры вокруг лозунга длятся уже полгода, причем два районных суда в Москве принимали по этому вопросу противоположные решения.

12 мая 2011 года Минюст, сославшись на решение Черемушкинского районного суда Москвы, принятое 21 декабря 2010 года, занёс девиз «Православие или смерть!» в список экстремистских материалов. Однако в апреле 2011 года Люблинский районный суд столицы отказался признавать фразу «Православие или смерть!» экстремистской. Суд тогда принял во внимание экспертное заключение, в котором указывалось, что «монахи трактовали этот лозунг как отстаивание Православия как спасительной веры в противовес духовной смерти души без православной веры, готовность последовательно отстаивать свою веру до самой смерти». И вот 10 августа Мосгорсуд отменил это решение районной судебной инстанции.

Выступивший в Мосгорсуде в качестве доверенного лица ответчика протоиерей Александр Добродеев (заведующий правовым сектором Синодального отдела по работе с вооруженными силами, органами правопорядка и исполнения наказаний Московского Патриархата) представил экспертные заключения о том, что лозунг не несет в себе противоправного и антихристианского подтекста. Но Мосгорсуд они не убедили.

Как рассказал «Русской народной линии» о. Александр, выступить в суде подвигло его просьба адвокатов. «Прочитав материалы, которые связаны с этим делом, я не увидел там ничего экстремистского, — сказал священник. — Тем более, что полгода видными учеными делалась экспертиза, в которой аргументировано доказано, что в лозунге «Православие или смерть» нет ничего экстремистского. Помимо лозунга, в экспертизе разбирается и сама эмблема с черепом, кинжалами и православным крестом. Моя аргументация была проста. Я ознакомился с выводами комиссии и посчитал, что ее аргументация более компетентна, чем выводы, которые были сделаны в Черемушкинском суде (том самом, который ранее признал девиз эктремистским. — Прим. KM.RU). Что касается «смертельной эмблемы», то я напомнил на суде, что на нас ежедневно обрушивается поток информации, где постоянно идет речь о смерти, где постоянно взрывают и убивают. Куда не придешь — везде информация о смерти. Люди к самому слову «смерть» и к этим образам — черепа, демонические физиономии, — уже давно привыкли». Также священник подчеркнул, выступая в Мосгорсуде, что слова «Православие или смерть» написаны по-русски, а не по-английски или по-арабски, потому что это, по словам о. Александра, «охранительный, предупреждающий знак для русских, которые читают по-русски». «Смысл лозунга таков: «или Православие, или смерть», «если не Православие, то смерть».

На суде я подчеркнул, что для большинства людей такая постановка вопроса не покажется странной. В нашей стране большинство — православные люди. То есть это знак, в первую очередь, для православных, а не для представителей каких-то других конфессий. Мы ведь не призываем к «православному джихаду»», — заключил протоиерей Александр Добродеев. В мае этого года KM.RU в материале «Православие объявили вне закона. Следом будет Родина» уже ставил вопрос перед Черемушкинским судом и Минюстом: с какой это стати девиз «Православие или смерть!» объявлен «экстремистской»? Всем известно, что НИКОГДА из недр Православия не исходили призывы к «походу на неверных», как это водится у иных религий. Одно из центральных требований Православия — аскеза, т.е. исключительно «истязание» самого себя (а не других) ради достижения состояния молитвы. Это у других «в моде» «джихад». Да, Православие сопротивлялось вторжению врагов с оружием в руках, но не более того. В остальном оно покоряло пространства исключительно мирным способом — миссионерством.

Сколько коренных жителей уничтожили пришлые в Северную Америку колонизаторы, юридическое право которых ныне считается образцом мирового правопорядка? И какой из коренных народов России исчез за все века «российской колонизации» с карты нашей страны? Да нет ни одного такого народа. Но для того, чтобы встать на путь Православия и не сбиться с него, нужно быть последовательным, не отступать от выбранной дороги. Да и к тому же, задавалась вопросом на страницах журнала «Русский дом» публицист Яна Амелина, что же это теперь получается — «теперь тысячи наших новомучеников, отдавших жизни за веру православную, — экстремисты? И солдат Евгений Родионов, не отказавшийся от Православия и убиенный чеченскими бандитами, — тоже экстремист?!» Напомним, что летом прошлого года в защиту девиза «Православие или смерть!» выступил епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим. «Надпись сия отнюдь не «экстремистская», — заявил епископ Питирим на епархиальном сайте. — Без святого православия нам и правда смерть! Более того, считаю, что русская православная символика должна быть везде. Это куда полезнее ныне в России, нежели чем пропаганда всего заморского и низменного, охватившая «всех и вся»!» Владыка отметил, что поддерживает подобные лозунги, «а то создается впечатление, что за русское православие и его символику некому постоять». «Русь вымирает…

Прекратим это отравляющее люциферово дыхание, этот геноцид нашего народа!» — призвал тогда архиерей. Но Мосгорсуд, как видим, посчитал иначе.