Для беременных введут «неделю тишины»

РПЦ и Минздравсоцразвития сошлись на том, что женщинам, решившимся на аборт, дадут на размышления 7 дней.

Животрепещущий вопрос о введении пресловутой «недели тишины» при аборте решен. Минздравсоцразвития РФ и Русская Православная церковь (РПЦ) достигли договоренности о редактировании статьи об искусственном прерывании беременности законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». «Законопроектом… вводится «время тишины»: семидневный срок с момента обращения женщины с беременностью до 11 недель в клинику, в течение которого не проводится искусственное прерывание беременности», — комментирует итоги совещания председатель комитета Госдумы по охране здоровья Ольга Борзова, ее слова распространила пресс-служба.

По словам депутата, в нынешнем законодательстве говорится о том, что женщина может сделать аборт в день обращения в клинику, если срок беременности до 12 недель. В первой редакции законопроекта, который уже прошел одно чтение в Госдуме, этот срок равнялся 48 часам. Теперь решено отодвинуть операцию на неделю, если срок беременности до 11 недель. Если же срок превысил 11 недель, то отсрочка будет такой же, как в первой редакции — 48 часов. «В течение этого времени с женщинами будут беседовать специалисты-психологи и социальные работники. Для этого в клиниках учреждаются (а в ряде субъектов РФ уже учреждены и открыты) специальные кабинеты медико-психологической и социально-правовой помощи», — подчеркнула Борзова, добавив, что обязательность и необходимость бесед будет закреплена законодательно в актах, подготовленных Минздравсоцразвития. Кроме того, в документах будет отражена классификация абортов, которая не войдет в широко обсуждаемый сейчас законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Помимо этого, в ст. 20 законопроекта будет закрепляться норма «об информированном добровольном согласии на любое медицинское вмешательство и отказе от него», в том числе это касается и искусственного прерывания беременности. При этом пациенту должны будут сообщить в доступной форме о методах медицинского вмешательства, рисках, последствиях и предполагаемых результатах операции. Все это будет фиксироваться в письменной форме и подписываться обеими сторонами.

Тема абортов обсуждается гораздо дольше, чем скандальный законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Это, безусловно, вопрос морали, философии и права, поэтому рубить с плеча при принятии решений в столь жизненно важной области не получится. Не случайны дискуссии вокруг абортов. Предлагалось ввести от двух дней тишины до двух недель, чтобы женщина могла еще раз все осознать и принять здравое решение. Особенно за увеличение «отсрочки» прерывания беременности боролись представители РПЦ. «Женщине, которая приходит сделать аборт, не надо позволять совершать этот необратимый поступок сразу, сгоряча. Пусть подпишет документ о том, что она понимает медицинские последствия этого страшного шага, и придет через несколько дней, подумав об этом немного. Зарубежный опыт показывает, что многие в этот второй раз уже не приходят», — заявлял глава синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, его слова цитирует Интерфакс. По мнению архиерея, бороться надо не с абортами, а за возврат к полноценной семье.

«Многие предложения по профилактике и сокращению абортов, выдвинутые представителями Русской православной церкви, будут реализованы», — заключила Борзова. Впрочем, относительно «недели тишины» договоренность уже достигнута.

В связи с темой абортов нельзя не вспомнить, что аккурат к 1 июня в Госдуму был внесен законопроект, также преследующий цель сокращения абортов. Как уже писал KM.RU, документ был внесен на удивление не кем-то из профильного комитета, а председателем комитета Госдумы по промышленности Валерием Драгановым. Депутат вообще предлагал ввести обязательное письменное согласие мужа на прерывание беременности. Сроки по абортам он рекомендовал те же, на которых сошлись сейчас Минздравсоцразвития и РПЦ.

Однако законопроект Драганова был отозван в тот же день. Судьба же поправок, предложенных в законопроекту «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», пока остается неизвестной. В любом случае аборт явно не относится к способам планирования семьи, которое считается в последние годы наиболее эффективным. Однако споры вокруг сроков кажутся не совсем оправданными, т. к. в полемике спорщики забывают о том, что прерывание беременности зачастую производят в неспециализированных учреждениях или, того хуже, прямо дома, последствия этих процедур, как известно, плачевны. Так не лучше ли задуматься над решением сначала этого вопроса плюс помощь семьям?

Первый зампредседателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Наталья Карпович прокомментировала для KM.RU вопрос абортов.

— Это, в принципе, международный стандарт, который существовал. По большому счету мы ничего нового не открываем: чем больше срок, тем меньше времени для принятия решения, потому что на больших сроках аборт запрещен. Поэтому в данном случае, если сейчас вырисовалась картина примерных сроков, которые утверждаются, то, я думаю, в скором времени мы получим качественный закон, в котором будет четко определена возможность женщины использовать право прекращения беременности.

— Как относитесь к тому, что в первой редакции законопроекта значились 48 часов, а теперь решено оставить 7 суток, на чем настаивала РПЦ?

— В данном случае, я думаю, это связано с проверками здоровья женщин, оставления время подумать. В принципе. 48 часов — это мало, а за 7 дней женщина может принять иное решение.

— Эта мера сократит количество абортов?

— Я думаю, одна эта мера, конечно, не сократит, но если будет системный подход, то другое дело. Я считаю, что мы должны исключить «шаговую доступность» заведений, где можно сделать аборт, в том числе медикаментозный аборт, когда за один день можно решить проблему. Все-таки нельзя в тот же день делать аборт. Вдруг женщина пришла расстроенная, разочарованная, выпила таблетку — и все. Я думаю, какое-то регулирование наступит после этой меры, но это не панацея.

На мой взгляд, то, что дали больше времени подумать — это неплохо, особенно женщинам, которая собирается делать аборт на ранней стадии. Чем дольше будет срок, когда у женщины будет еще время все обдумать, взвесить, то тем лучше. Это мое мнение как человека. Иногда мы что-то делаем из-за нашего морального состояния: кто-то что-то сказал или сделал, вторая половина не так отреагировала. А в течение недели все может коренным образом измениться. Одного-двух дней для этого мало.