ФАС может оставить население России без почтовой связи

В высшей степени странно прозвучало заявление главы Федеральной антимонопольной службы об отсутствии у Почты России программы реформирования и о сопротивлении предприятия реформам, говорится в сообщении, распространённом пресс-службой предприятия. Оно никак не вяжется с тем фактом, что в начале 2000-х гг предыдущее руководство ФАС — тогда Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике — входило в рабочую группу по подготовке концептуальных документов по реформированию почтовой отрасли, которые впоследствии были утверждены Правительством РФ и определили стратегию развития почтовой связи в России в первом десятилетии XXI века.

Федеральный почтовый оператор всегда выступал и выступает за развитие конкурентоспособного рынка почтовой связи, говорится в сообщении пресс-службы. Однако руководство Почты России уверено, что меры по либерализации рынка услуг должны учитывать потребности населения, организаций и гарантировать равнодоступность почтовых сервисов на всей территории страны. В случае реализации инициатив ФАС по реформированию почтовой отрасли, значительная часть населения России лишится доступа к услугам почтовой связи и будет фактически ущемлена в правах. Все это повысит социальную напряженность и создаст угрозу стабильности общества.

Предложения ФАС, представленные в том числе при обсуждении проекта новой редакции федерального закона «О почтовой связи», нацелены на поддержку интересов частного бизнеса в ущерб рядовым гражданам. Примером такого подхода является громкое дело, возбужденное ФАС в связи с обращением частного почтового оператора «Janzen s.r.o.». Действия Почты России, направленные на выполнение требований нормативных документов Всемирного почтового союза и обеспечение прав пользователей общедоступных услуг почтовой связи, были объявлены нарушением антимонопольного законодательства. Однако правомерность позиции федерального почтового оператора была доказана в судебном порядке: 28 июня 2010 года Девятый арбитражный апелляционный суд признал незаконными решение и предписание ФАС России, которые были вынесены в отношении предприятия по этому делу.

«Почта России работает не только для получения прибыли, она прежде всего, выполняет важную социальную миссию. В самые отдаленные уголки нашей страны мы доставляем почту, прессу, продукты, принимаем платежи и переводы. Не потому, что это выгодно, а потому, что это необходимо людям. И о конкуренции здесь говорить не приходится. Конкурентам Почты интересно обслуживать крупные города. Им не интересны, к примеру, районы Крайнего Севера. Потому что работать в этих регионах нерентабельно. А Почта России работает как на рентабельном, так и на нерентабельном сегментах рынка. Мы готовы отказаться от социальных программ и работать на конкурентном рынке, если правительство примет решение снять с предприятия эту социальную нагрузку», — заявил Генеральный директор ФГУП «Почта России» Александр Киселев.

Почта России оказывает услуги по тарифам, установленным государством на уровне ниже себестоимости. При этом убытки от регулируемой деятельности предприятия компенсируются из федерального бюджета лишь частично (например, убытки от оказания общедоступных услуг почтовой связи в районах Крайнего Севера — менее чем на 7%), и Почта вынуждена осуществлять их перекрестное субсидирование за счет доходов, полученных от рентабельных коммерческих услуг.

В отсутствие государственных субсидий частные почтовые операторы будут работать только на рентабельных сегментах рынка — в крупных городах. Почта России — это в настоящее время единственная компания, которая оказывает услуги почтовой связи в удаленных, труднодоступных и малонаселенных районах. Сегодня более 37 млн проживающих в селах россиян имеют возможность пользоваться положенными почтовыми услугами только благодаря федеральному почтовому оператору. Предприятие содержит более 3,5 тыс. почтовых отделений в районах Крайнего Севера, и в том числе там, где кроме Почты, не представлены вообще никакие организации. Именно федеральный почтовый оператор обеспечивает почтовую связь с более чем 3 тыс. российских населенных пунктов, с которыми затруднено транспортное сообщение.

Почтовым оператором еще в 2009 году был разработан План модернизации инфраструктуры почтовой связи РФ до 2013 года, выполнение которого должно обеспечить радикальное повышение эффективности почтовой сети и достижение высоких мировых стандартов качества услуг почтовой связи по всей стране. Документ получил поддержку на правительственном уровне, однако вопрос выделения бюджетного софинансирования его реализации до сих пор не решен. Почта России планомерно осуществляет мероприятия по модернизации инфраструктуры за счет собственных средств. Предприятие создает сеть автоматизированных сортировочных центров, модернизирует почтовые отделения, развивает ИТ-инфраструктуру, обновляет транспортный парк. Активно работает над расширением спектра услуг для населения, государства и бизнеса, над повышением их качества и доступности. Почта России повышает свою эффективность, совершенствует производственные и бизнес-процессы, а также систему управления, уделяет большое внимание повышению благосостояния и социальной защищенности своих работников. К сожалению, из-за оказания убыточных услуг собственных ресурсов предприятия не хватает для обеспечения запланированных темпов развития.

Безусловно, глава ФАС г-н Артемьев — руководитель крупного госведомства — не может не знать о реформах, осуществляемых Почтой России.