Произойдет ли раскол в РПЦ?

На днях в Москве из Центральной клинической больницы был выписан патриарх Кирилл. По официальной версии, озвученной пресс-службой Русской православной церкви (РПЦ), предстоятель находился на обследовании в связи с вирусным заболеванием. Однако в украинских СМИ, со ссылкой на источники в Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), появились сообщения о том, что у Кирилла гораздо более серьезные проблемы со здоровьем. Якобы он перенес инфаркт, причиной которого стал его недавний визит на Украину — точнее, жаркие споры о статусе УПЦ МП, разрешать которые пришлось патриарху. В РПЦ эту версию с гневом отвергли. Как бы то ни было, эта история напомнила о том, что в России, помимо государственной, существует еще и церковная политика, причем векторы развития и той и другой могут очень сильно отличаться. В хитросплетениях дипломатии РПЦ в ближнем зарубежье попытались разобраться «Новые Известия».

Еще лет семь назад некоторые эксперты предрекали, что влияние Русской православной церкви на постсоветском пространстве (прежде всего на Украине, где находится почти половина приходов РПЦ) и интерес к внутрицерковным проблемам в обществе будет снижаться. Ведь так происходит с церквями в Западной Европе, где по мере неуклонного уменьшения количества прихожан спадает и заинтересованность политиков в вовлечении религиозных организаций в политические игры. Действительность, однако, опровергла эти предположения. В 2004 году во время «оранжевой революции» обе основные украинские православные церкви — Киевского и Московского патриархата — активно включились в поддержку кандидатов в президенты. Публичные призывы иерархов обеих церквей голосовать за того или иного кандидата во многом предопределили выбор избирателей. Потом, после победы «оранжевых», была неудачная попытка президента Виктора Ющенко добиться объединения украинского православия под эгидой патриарха УПЦ КП Филарета. А в последние месяц-два эксперты, занимающиеся вопросами Церкви, ощутили легкое дежа-вю. В связи с поездкой патриарха Кирилла в Киев на торжества, посвященные тысячелетию крещения Руси, в обиход вошли темы, которые, казалось, были исчерпаны еще в начале девяностых — о расколе Церкви и разделе канонической территории.

Украина как поле битвы?

Визиту Кирилла в Киев предшествовал прошедший за закрытыми дверями собор Украинской православной церкви, где, в частности, должны были обсуждаться изменения в устав этой организации. Изменения были достаточно серьезными: в их числе, например, предполагалось допустить службы не только на церковнославянском, но и на украинском. Это привело к громкому скандалу, инициатором которого стал один из самых влиятельных спонсоров Церкви — донецкий бизнесмен, руководитель группы «Донецксталь» Виктор Нусенкис, представляющий на соборе мирян Донецкой епархии. Он публично обвинил окружение главы УПЦ МП Владимира (Сабодана) в намерении уйти в автокефалию, разорвав отношения с Московским патриархатом. После этого Нусенкис, по данным «НИ», прекратил финансирование ряда религиозных программ на украинском телевидении. Скандал, видимо, зашел настолько далеко, что обычно не склонные выносить сор из избы церковники на этот раз не отказались от общения с прессой на эту тему. Секретарь митрополита Владимира отец Александр (Драбинко) поведал в интервью украинскому изданию «Фокус», что за демаршем Нусенкиса стоит Москва — конкретно, зампредседателя отдела внешних церковных связей РПЦ протоиерей Николай (Балашов).

Отец Александр назвал «весьма сомнительным» предположение о том, что протоиерей действовал с согласия или с ведома патриарха Кирилла. Секретарь митрополита Владимира еще раз подтвердил то, что говорил неоднократно: ни он, ни руководство УПЦ МП не являются сторонниками разрыва связи с Москвой. Тем не менее издание в своих предположениях пошло еще дальше и, со ссылкой на свои источники, сообщило о том, что в Москве планируют ни больше, ни меньше сместить патриарха Владимира и поставить на его место более лояльную фигуру. Однако дальнейших публичных дебатов на эту тему не последовало. С приездом Кирилла какие-либо комментарии заинтересованные стороны и вовсе перестали давать.

Создается впечатление, что Киевский патриархат расценил события на соборе как проявление слабости своего конкурента. Накануне дня Крещения Руси Синод УПЦ КП обратился «с посланием к дорогим братьям и сестрам из УПЦ Московского Патриархата», где двусмысленно звучали призывы возобновить начатый при Ющенко «диалог о преодолении раскола в украинском православии, несмотря на то, что к такому диалогу негативно относится Русская православная церковь, частью которой остается УПЦ МП».

Одним из косвенных свидетельств того, что в Украинской православной церкви Московского патриархата не все гладко, многие украинские эксперты расценили встречу патриарха Кирилла и католикоса-патриарха Грузии Илии II. На ней глава Русской православной церкви открыто и недвусмысленно заявил: «Совершенно очевидно, что каноническая юрисдикция Грузинского Патриархата распространяется на территории Абхазии и Южной Осетии». Конечно, и ранее РПЦ не спешила признавать Абхазскую православную церковь и Аланскую епархию, образовавшиеся после войны 2008 года. Однако так четко свою позицию по данному вопросу патриарх еще ни разу не обозначал. «Он страхуется на случай раскола в УПЦ МП. Ведь грузины могут установить канонические связи с раскольниками», — предположил «НИ» источник, близкий к УПЦ КП.

Эксперты, опрошенные «НИ», разделились в оценке того, чем же был демарш Нусенкиса. Так, политолог Тарас Березовец считает, что нынешняя украинская власть продвигает процесс создания единой поместной церкви. По его словам, президент Виктор Янукович пришел к тем же мыслям, которые до этого высказывал относительно вопроса объединения церквей его предшественник Виктор Ющенко. «Начиная свою деятельность на посту президента с позиции верующего Московского патриархата, сегодня Янукович перешел на позиции более государственные, и, судя по всему, заинтересован в создании единой поместной церкви. Поэтому я считаю, что велики шансы слияния УПЦ МП и одной из действующих на Украине автокефальных церквей, пока без участия УПЦ КП», — заявил эксперт в интервью «НИ». Частью процесса создания единой поместной церкви, по мнению эксперта, будет попытка рассорить УПЦ МП и Москву.

Академик АН Высшей школы Украины Дмитрий Степовик отмечает, что цена вопроса о том, кому будет принадлежать контроль над украинской паствой, достаточно высока. «Украина — это более половины всех приходов Русской православной церкви. Кроме того, это самые богатые и многочисленные приходы. Здесь самые щедрые меценаты, поэтому контроль над этой территорией исключительно важен. Лишившись Украины, РПЦ фактически лишится ресурсов проводить какую-либо самостоятельную политику, станет более зависима от Кремля, чем, возможно, ей хотелось бы», — подчеркнул он в беседе с «НИ».

Между тем старший научный сотрудник Института Европы Роман Лункин считает, что драматизировать ситуацию преждевременно. «В данном случае имеет место, скорее, призрак раскола, чем сам раскол», — отметил он «НИ». По его мнению, сейчас в УПЦ МП нет серьезных сил, заинтересованных в разрыве с Московским патриархатом. «Скорее, можно сказать, что муссирование этой темы со стороны Москвы, поездки Кирилла в Киев с заявлением о единстве и борьбе с гипотетическими раскольниками могут способствовать нестабильности в церкви», — считает он. Что касается заявления на встрече с главой Грузинской церкви, то, по мнению Лункина, оно лишь отражает внутренние убеждения главы РПЦ. «Кирилл искренне не является сторонником изменения канонической территории церквей», — полагает эксперт. В свою очередь грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе в беседе с «НИ» предположил, что заявление по поводу Абхазии и Южной Осетии объясняется соображениями светской, а не церковной политики. «В нынешних условиях межцерковные связи — это то немногое, что объединяет Россию и Грузию на официальном уровне. Обрывать их со стороны Кремля было бы неосмотрительно», — считает он.