Евреи Латвии категорически против легионеров

Чтобы сравнительно невеликая национальная община с богатым историческим прошлым и большими задачами в настоящем не затерялась в недрах национального государства, ей следует позаботиться о своих стариках и детях. Об этом в интервью ИА Regnum рассказал президент Совета еврейских общин Латвии Аркадий Сухаренко.

Беседе с лидером латвийской еврейской общины предшествовал целый ряд мероприятий, посвященных 450-летию проживания евреев на территории Латвии и 70-летию начала в Латвии Холокоста. С сопоставления двух дат и начался разговор. -Еврейская община Латвии только что отметила 450 лет своего официального существования на этих землях и 70 лет с начала в Латвии Холокоста. Какая из дат более значима для сегодняшней еврейской общины?

— На этот вопрос нет однозначного ответа. 450 лет проживания евреев на территории Латвии показывают, что исторически евреи часть этой земли с очень давних пор. Это очень важная дата. Что касается 70-летия начала в Латвии Холокоста, то это та дата, тот вопрос, которые мы не имеем права дать забыть последующим поколениям. Историю Холокоста следует изучать в школах. Латвийцы должны знать, что произошло на этой земле, должны понимать, насколько важно всегда оставаться людьми, насколько важно не убивать себе подобных только за группу крови, не казнить безоружных стариков и детей. На мой взгляд, Холокост — событие, которое в чем-то перевернуло сознание людей. Хотелось бы, чтобы они понимали — нет этому никаких оправданий. Не случайно частью мемориала на месте сожженной вместе с людьми Большой хоральной синагоги в Риге стал памятник спасителям евреев. Даже в страшных условиях фашистской оккупации и террора у каждого человека было право выбора!

-Политики и дипломаты часто говорят, что нельзя идти в перед с головой, повернутой назад. Вы утверждаете обратное: «Без памяти о прошлом нельзя идти вперед».

— Да, потому что ты обязательно на эти грабли наступишь еще раз. Чем закончила гитлеровская Германия, нам известно. Надеюсь, что Германия не повторит своих ошибок, потому что немцы восприняли свой собственный негативный опыт и, я уверен, никогда не дадут этому повториться. А если все время искать экскьюзы (оправдания), то будущая жизнь может сильно ударить снова.

-Что делает Еврейская община Латвии для сохранения памяти?

— Мы начали с того, что установили памятники во всех местах, где проходили массовые расстрелы, а их больше 210 в Латвии. Вместе с кафедрой иудаики Латвийского университета создали список всех погибших в Холокосте. Мы построили ряд крупных мемориалов — Румбула и Бикерниеки в Риге, Шкеде в Лиепае, Погулянка в Даугавпилсе. Мы пытаемся эти места увековечить, чтобы жители любого города знали, что происходило во время войны в соседнем лесу или в подвале ближайшей школы. Мы документируем события прошлого. Издаем книги по-русски, по-латышски и на других языках. Опубликованы практически все труды, создававшиеся уцелевшими узниками гетто во время войны (например, «Записки о рижском гетто» Эльмара Ривоша, написанные им в 1943 году, и воспоминания Калмана Линкимера о Лиепайском гетто) и после нее. Мы не можем навязать или оплачивать уроки Холокоста в школе сверх той программы, которая определена государством, но мы общаемся с министерством образования, предлагаем им увеличить количество этих уроков. Мы установили памятник спасителям евреев. Ведем музейную работу, которая и дала возможность этот памятник установить — собрана информация о свыше 400 «праведниках мира». Завершается (за что мы очень благодарны [экс-премьеру и предпринимателю] Марису Гайлису) создание мемориала Жанису Липке и другим спасителям на острове Кипсала в Риге. Неважно, скольких ты спас, одного или 55 человек, — ты подвергал смертельной опасности не только свою жизнь, но и жизнь своих близких, и это подвиг! Усилиями раввина Менахема Баркана создается Музей рижского гетто и Холокоста в Латвии. Идут проектные работы будущего нового музея «Евреи в Латвии» по соседству с Синагогой, и я надеюсь, что через несколько лет наш музей переедет в новое отреставрированное помещение.

-Еврейская община признает право проводить шествия по маршруту Музей оккупации — памятник Свободы 16 марта и 1 июля (соответственно — День памяти Латышского легиона и вступление войск гитлеровской Германии в Ригу в 1941 году)?

-…Само собой, что мы категорически против шествий 16 марта и 1 июля. И как может быть по другому? Шествия 1 июля для нас вообще за рамками всякого понимания. Невозможно даже представить себе, что можно давать разрешение на проведение митинга в честь вступления гитлеровских войск в столицу Латвии, или, как назвали это в этом году, — в честь окончания «Страшного года». Извините, но для кого этот «страшный год» закончился 1 июля? Для тех евреев и неевреев — граждан этой страны, которых убили здесь после 1 июля? Если он закончился для каких-то подонков, то для большинства он только начался.

Я не раз говорил со многими политическими лидерами, но они ссылаются на независимость латвийского суда и его постановления. Вероятно, надо что-то менять в законодательстве. А то, как было с делом [неонациста] Йорданса? Долго длилось судебное разбирательство, приведшее к его осуждению. Человек понес наказание [за высказывания человеконенавистнического характера], общество получило сигнал в плане того, что можно и что нельзя. Потом община выпустила это дело из под контроля. Через какое-то время я открываю газету и узнаю, что Йордансу выплачена компенсация. Оказывается, после шестимесячного заключения его освободили, как «осужденного незаконно», и за время «незаконного ареста и заключения» суд, по иску Йорданса, назначил ему компенсацию. И взятки гладки.

-А каково Ваше отношение к концепции советской оккупации Латвии в принципе? С учетом того, что современная еврейская община в значительной степени сформировалась в послевоенные годы.

— Моя позиция по этому вопросу ничем от официальной не отличается. Оккупация была. Тут нечего обсуждать. Каким из терминов — аннексия, инкорпорация или оккупация — это событие назвать, пусть решают историки и юристы. Но это не значит, что мы сегодня имеем право привлекать кого-либо к ответственности и требовать какие-то компенсации. Это исключено. Советский Союз и диктатор Сталин, принесший столько горя всем, договорился с Гитлером (еще одним подонком и негодяем) разделить Восточную Европу: один оккупировал одни территории, другой — другие. Но имеют ли отношение живущие в Латвии русскоязычные люди или сегодняшняя Россия к тому, что делал Сталин? Конечно, нет.

-Ваша позиция является официальной позицией Еврейской общины?

— В принципе, я выражаю официальную позицию, поскольку я избран и наделен полномочиями президента общины. Если ей не понравится то, что я говорю, будет другой президент.