Юлия Латынина: рамочный индекс

Список стран «без рамок» в аэропортах поразительно совпадает со списком вменяемых государств. Зато чем хуже функционирует государство, тем больше вероятность того, что в аэропорту стоит рамка на входе

После того как 24 января 2011-го в «грязной зоне» аэропорта «Домодедово» взорвался террорист-смертник Магомед Евлоев, прокуратура возбудила дело против руководства аэропорта за «непредотвращение теракта».

Во всех российских аэропортах на входе действительно стоят рамки, возле которых стоит полиция (кстати, при чем здесь коммерческая служба аэропорта и что случилось бы с аэропортом, вздумай он выполнять обязанности, которые по инструкции возложены на полицию?).

Однако я ни разу не видела рамок в других странах мира. И вот я решила — в gazeta.ru и в блоге на «Эхе Москвы» попросить читателей рассказать: в каких аэропортах рамки есть, а в каких — нет. Мне показалось интересным составить статистику. Результат превзошел все ожидания.

На сегодняшний день выяснилось, что рамок НЕТ в аэропортах городов: Тель-Авив, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сингапур, Гонконг, Бангкок, Куала-Лумпур, Брисбейн, Гамбург, Лондон, Брюссель, Афины, Хельсинки, Стокгольм, Бургас, Варна, Будапешт, Вена, Франкфурт, Амстердам, Вильнюс, Закинтос (Греция), Бенилюкс, Париж, Алма-Ата, Лондон, Прага, Рим, Милан, Венеция, Дюссельдорф, София, Мельбурн, Тайпей, Мюнхен, Берлин.

Нет в Окленде, Веллингтоне (Новая Зеландия, причем в остальных новозеландских аэропортах нет и «чистой» зоны, то есть при посадке никто не проверяет). В Хельсинки, Тампере, Лаапенранте (Финляндия). Нет в Таллине, Дубае, Омане, Пафосе и других кипрских аэропортах, Абу-Даби (в аэропорту нет, но в отелях-«пятизвездниках» стоят), Каире (в аэропорту нету, а в торговых центрах есть), Тбилиси.

Нет рамок в городах Сеул, Осака, Токио, Барселона, Мадрид, Сантьяго-де-Чили, Буэнос-Айрес, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Белу-Оризонте, Белен и Порту-Алегри (все Бразилия); Кейптаун, Йоханнесбург, Улан-Батор, Минск, Варшава, Гданьск, Катовицы, Гераклион (Крит), Майами, Солт-Лейк-Сити, Ереван, Копенгаген, Канберра, Аделаида, Бордо, Бостон, Вашингтон, Чикаго, Сан-Франциско, Сиэтл, Мехико.

Зато рамки ЕСТЬ в Шарм-аль-Шейхе, Ташкенте, Суссе (Тунис), Алма-Ате, Душанбе, Дакке (Бангладеш), Маниле, Хошимине (Вьетнам), Нью-Дели, Бишкеке, Ашхабаде, в Хургаде (там рамки на входе и на выходе).

Рамки также есть во всех турецких аэропортах: Стамбул, Анталья, Даламан, Анкара, но обслуживает их частная фирма, которой отдана вся охрана аэропорта.

Особо отмечу Нью-Йорк — некоторые респонденты утверждали, что видели рамки «в международном терминале Нью-Йорка». Терминалы что в JFK, что в La Guardia — почти все международные, и ничего там нет. Зато старожилам удалось вспомнить, что в то время, когда «Аэрофлот» летал из терминала Delta, там всегда на регистрации у «Аэрофлота» стояла большая очередь, потому что вроде бы были рамки. Так сказать, «Аэрофлот» принес с собой кусочек родины.

Самая интересная ситуация в Китае. Там рамок в аэропортах нет. Их нет как минимум в шанхайском в аэропорту «Хунцяо». Нет их и в Пекине. Нет в городах Шэньян, Чэнду, Чанша, Чжэнчжоу, Нинбо, Гуанчжоу, Сямынь, Харбин, Цзямусы, Чанчжоу. А вот на всех железнодорожных вокзалах рамки есть, даже — на совсем маленьких.

Из этого опроса выяснилось несколько важных вещей.

Список стран «без рамок» поразительно совпадает со списком вменяемых государств. Государства «с рамками» — это почти всегда государства «со странностями». Чем хуже функционирует государство, тем больше вероятность того, что в аэропорту стоит рамка на входе. Можно вводить «индекс рамок», как «индекс биг-мака».

Никакого отношения к уровню террористической опасности рамка на входе не имеет. Понятно, что уровень угрозы больше в Израиле, чем во Вьетнаме, однако рамка стоит именно во Вьетнаме.

В странах, которые повышенно серьезно относятся к безопасности, рамка скорее будет стоять на железнодорожном вокзале, в отеле или торговом центре, чем у входа в аэропорт. Именно так обстоит дело в Израиле, Китае, Египте или Дубае. Это разумно. Рамка стоит на входе в «чистую зону» аэропорта затем, чтобы предотвратить взрыв в самолете. «Грязная» же зона ничем не отличается от любого другого публичного пространства.

Рамка на входе в аэропорт отнимает у пассажиров массу времени и заставляет их тратить миллионы человеко-часов зря. Рамка совершенно бесполезна для выявления взрывчатки (ее можно выявить только гигантскими машинами, которые занимают в аэропортах целые подземные этажи) и опасна тем, что создает толпу, которая является удобной мишенью для террориста. Единственным эффективным способом борьбы против терроризма является агентурная работа, а в случае, если террорист прошел в аэропорт, — индивидуальный досмотр людей, принадлежащих к определенным категориям пассажиров, а не бессмысленный и создающий дополнительную опасность тотальный шмон.

Во всех российских аэропортах стоят рамки, точно так же, как на выезде из всех российских городов расположены блокпосты ГИБДД. И те и другие одинаково бесполезны с точки зрения предотвращения терактов. Зато они служат символом оккупации страны ее собственными властями.

А я объявляю второй опрос: скажите, пожалуйста, в каких странах мира вы видели на выездах из города блокпосты?

PS. Особо благодарю Владимира Невейкина (Китай) и Степана Пачикова (Нью-Йорк) за исчерпывающие разъяснения.