Прошло 11 лет со дня трагедии АПЛ «Курск»

Сегодня у могил двенадцати моряков, которые погибли 12 августа 2000 года в Баренцевом море на атомном подводном ракетном крейсере «Курск» пройдет церемония возложения венков и цветов

Они захоронены возле мемориала павшим в годы ВОВ. Отдать скорбную дань памяти 118 членам АПЛ «Курск» сюда сегодня придут руководители областной и городской администраций, духовенства, родные и близкие погибших, многочисленные горожане.

Также у Памятного знака погибшим подводникам будет отслужена панихида.

Председатель облсовета ветеранов-подводников капитан I ранга Анатолий Дмитриевич Безмен рассказал ИТАР-ТАСС о лежащих здесь моряках. «7 ребят, — отметил Анатолий Безмен, — уроженцы Курской области. Самому старшему — мичману Виктору Кузнецову было тогда 28 лет, а самому младшему — матросу Алексею Некрасову — всего 19».

Потом венки и цветы возложат в Северо-западном микрорайоне Курска на Алее Славы, где посажено 118 белоствольных берез в память об этой трагедии. Здесь же установлен и памятник подводникам из фрагментов атомной субмарины, поднятой с морского дна после катастрофы.

Расследование трагедии

Причиной гибели экипажа, согласно выводам правительственной комиссии, стал взрыв торпеды в носовом отсеке субмарины. За два года расследования комиссия даже уточнила точное время гибели моряков. По заключению экспертов, время смерти некоторых подводников наступило через несколько секунд после взрыва, другие продержались еще около 6-8 часов. Поэтому к моменту обнаружения лодки 13 августа спасти 23 моряков, которые остались в девятом отсеке, в любом случае не получилось бы.

Судя по записям, сделанным капитаном-лейтенантом Дмитрием Колесниковым после взрыва, он принял решение остаться всем выжившим в девятом отсеке до прибытия помощи. Хотя надежды на спасение были слабыми: «Шансов, похоже, нет. Процентов 10-20», — написал Колесников 12 августа в 15.15, через 4 часа после взрыва.

Через какое-то время в «спасительном» 9-м отсеке из-за попадания воды взорвалась регенерационная пластина, которая вырабатывает из углекислого газа кислород. От взрыва Колесников погиб сразу, т.к. находился в эпицентре взрыва, остальные члены экипажа погибли немногим позже от отравления угарным газом.

То, что произошло в носовом отсеке, эксперты до сих пор точно не знают — на сегодняшний день существует 19 версий происшедшего. Так, одной из первых выдвигали версию о том, что некая иностранная субмарина специально выпустила по «Курску» торпеду. Первым делом подозрения пали на американцев, поскольку подлодка долгое время следила за субмариной США, находясь под ее днищем. Таким образом, экипажу «Курска» хотели отомстить. Но проведенное следствие показало, что частей торпеды или взрывчатки в подлодке найдено не было. Тем более, что «Курск», как сообщалось, мог выдержать даже небольшой ядерный взрыв. Проведенная экспертиза подтвердила, что внешних повреждений корпуса субмарины не было.

Кроме того, эксперты установили, что началом трагедии стал взрыв именно резервуара окислителя 650-миллиметровой торпеды. Специалисты института криминалистики ФСБ после ряда проверок пришли к выводу, что снаружи на него воздействовать никак не получилось бы, то есть взрыв однозначно произошел внутри подлодки. Не исключают версию наличия заводского дефекта или возникновения проблемы при заряжании в торпедный аппарат.

Хронология событий

Напомним, что атомная подводная лодка «Курск» затонула 12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море. По официальной версии, гибель подлодки произошла в результате взрыва торпеды во время подготовки к условной торпедной атаке. Однако большинство родственников подводников считают, что «Курск» был торпедирован американской подлодкой «Мемфис». После взрыва в торпедном отделении выжившие 23 подводника во главе с капитаном-лейтенантом Дмитрием Колесниковым перешли в 9-й отсек, где и ожидали помощи. Капитан-лейтенант написал прощальную записку, в которой говорилось о тех, кто спасся. Кроме того, Колесников написал обращение к своей жене Ольге. После, когда отключился аварийный свет и отсеки потихоньку заполнились водой, он написал: «Всем привет! Отчаиваться не надо…»

В результате трагедии на «Курске» погибли 118 человек: экипаж, представители командования Северного флота и дагестанского завода «Дагдизель». В 2001 году в результате крупномасштабной международной операции подлодка была поднята со дна моря. Ее доставили на завод в Росляково, а потом переправили в Снежногорск для дальнейшей утилизации. Единственное, что было оставлено и сохранено — рубка подводной лодки. Однако в марте 2009 года ржавеющую рубку «Курска» обнаружили на свалке металлолома в Мурманске. Находка вызвала в России большое возмущение. После этого было принято решение о сооружении мемориала морякам «Курска». Исполнение указания взял под личный контроль губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко. Мемориал был открыт к девятой годовщине трагедии.