Дамба, которая защитит Петербург, наконец-то достроена

Тем временем, в Северной столице воплотили в жизнь один из крупнейших в мире гидротехнических проектов — комплекс защитных сооружений от наводнений. Именно он должен защитить мегаполис от вод Финского залива, которые периодически заливают набережные и даже станции метро.

А если учесть, что с открытием дамбы в Петербурге наконец замкнётся в кольцо кольцевая автодорога (пустят движение по тоннелю, куда трасса ныряет на 30-метровую подводную глубину), то значение события трудно преувеличить.

Репортаж корреспондента Пятого канала Анатолия Майорова.

Сейчас это самый популярный рабочий инструмент на дамбе. На время, дворниками стали даже профессиональные строители. Жгучая чистота асфальта — не фанатизм, а дело принципа. В день, который ждали больше трех десятков лет, все должно быть идеальным. Переживают авторы грандиозного проекта, как ни странно, за улыбки.

Последний марш-бросок в строительстве петербургской дамбы состоялся под землей. Северную и южную ветки комплекса соединил тоннель — недостающее звено строили с 85-го. Такой он сейчас, а таким был в 2008-м. За три года, абсолютно пустую бетонную трубу нафаршировали последними новинками в сфере безопасности с искусственным интеллектом.

Как говорят разработчики, тоннель — самый безопасный в Европе. Умная автоматика сама анализирует объем выхлопов машин и сама управляет вентиляцией. Здесь 80 камер.

Центральный диспетчерский пункт на острове Колтин — сердце всего комплекса защитных сооружений, КЗС. Здесь собирают информацию о количестве машин на дамбе, отсюда дают разрешения на вход в Невскую губу, здесь же — пульт управления затворами, которые спасают Петербург от наводнений. (графика) Кстати, сам комплекс могли построить вовсе не в акватории Финского залива, а прямо вдоль Петербургских набережных. Но от этого проекта в итоге отказались — траектория бетонных стен была бы очень сложной, а эффект — в битве с высокой волной — слабым. Сегодняшнее местоположение морского щита — самое выгодное.

На этом макете были проведены сотни экспериментов и исследований. Когда же группа советских ученых нашла у дамбы больше плюсов, чем минусов, ЦК КПСС издал постановление о начале строительства. На северное побережье Финского залива пошли колонны техники и сотни рабочих бригад. Но ударным, труд был лишь первую пятилетку. Во время перестройки начались перебои — и в строительстве, и в настроениях масс.

Сомнения были настолько серьезными, что превратились в массовые акции протеста. Стройка заметно сбавила темп. И чтобы доказать безопасность дамбы, руководство комплекса даже запросило экспертизу международной комиссии. Драгоценные годы были потеряны и в начале XXI века КЗС стал самым грандиозным российским долгостроем. Полностью реанимировать объект удалось, только благодаря масштабной финансовой поддержке центра.

Такие же слова звучали от главы Минфина Алексея Кудрина даже в период экономического кризиса. Общая стоимость петербургской дамбы — около 90 миллиардов. Объем каменно-земляных работ — 40 миллионов кубометров. В пиковые дни, на площадке работали до 5 тысяч человек. Но уникальный, морской щит не только поэтому. Сданная в эксплуатацию дамба — сбывшаяся мечта всех руководителей страны, начиная с Петра Великого.