Предвыборная кампания: время вывернутых карманов

Предвыборная кампания началась до срока. И тон ее меняется на глазах: щедрые социальные посулы сменились призывами свыкнуться с мыслью о неизбежной скудности бытия. Уже как решенные звучат призывы повысить планку пенсионного возраста, налоги, тарифы ЖКХ и акцизы на популярные в народе товары, включая бензин.

Ученые-экономисты без обиняков советуют правительству вернуться к старой прогрессивной шкале подоходного налога… Против цифр не попрешь. А они указывают на то, что правительству сразу же после выборов придется пойти на крайне непопулярные меры. Причина одна: назревшие структурные реформы в России боялись начинать из-за слишком короткого электорального цикла, отделываясь дорогостоящими полумерами. Но вот госрасходы при этом росли олимпийскими темпами. Следующий президентский срок будет уже шестилетним. Это означает, что у очередного хозяина Кремля будет как минимум четыре года на проведение в жизнь крайне непопулярных, но неотложных мер. И, если честно, уже не важно, кто именно будет стоять у руля страны — сторонник госкапитализма, либерал или, к примеру, коммунист. Всем им придется заниматься одним и тем же — выводить финансы страны из состояния нарастающего дефицита самыми что ни на есть антинародными методами. А они стары как мир — неуклонно снижать расходы и неумолимо увеличивать доходы. Первая часть этого плана у нас традиционно получается плохо (ну не умеет наша власть экономить — одно спасение Банка Москвы чего стоит!). А значит, упор будет сделан на «план Б» — на наш с вами карман. Увы, не бездонный…

Приказано не стареть

О планах на ближайшую пятилетку в предвыборный год принято говорить либо хорошо, либо ничего. Но на этот раз соблюсти политес не удастся никому. Согласно данным статистики в этом году, как и в предыдущем, доходы домохозяйств продолжают снижаться. Только в первом квартале россияне заработали меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Произошло и некоторое снижение пенсий в реальном исчислении. Если учитывать инфляцию, то получится, что покупательная способность пенсионеров в России за этот период тоже снизилась. В предыдущие предвыборные годы все происходило с точностью до наоборот: подкидывали электорату копеечку перед выборами, что потом, впрочем, оборачивалось все той же инфляцией. Теперь, видно, и копеечки не завалялось. Единственное, что может позволить себе правительство, — это отложить принятие совсем уж непопулярных мер на поствыборный цикл.

«Надо дать людям приспособиться, подготовиться, свыкнуться с этой мыслью», — увещевает замминистра финансов Сергей Шаталов. А мысль эта проста: как ни крути, а от повышения возраста выхода на пенсию никуда не деться.

Если в 2005 году для финансирования базовой части трудовых пенсий Пенсионному фонду не хватало 172 миллиардов рублей, то в 2009 году дефицит составил уже 469 миллиардов. Плюс на выплату страховой части недоставало 465 миллиардов рублей. Эти деньги были взяты из федерального бюджета.

В 2010 году дефицит ПФР превысил уже триллион рублей. И чтобы фонд мог как-то свести концы с концами, государство решилось увеличить страховые взносы, уплачиваемые бизнесом за каждого наемного работника. Но результата это не дало. По словам Сергея Шаталова, сегодня на выплату пенсий не хватает 900 миллиардов рублей. А тут еще указание президента Дмитрия Медведева, прозвучавшее в июне на Петербургском экономическом форуме, снизить с нового года те самые обременения с фонда оплаты труда. Выходит, что дефицит вообще становится хроническим.

А значит, повышать или не повышать срок выхода на пенсию — это уже не дискутируемая проблема. Вопрос стоит в плоскости, с какого года вводить новый ценз и с какой возрастной шкалой. РСПП в своем проекте настаивает на поэтапном повышении до 63 лет. Сергей Шаталов — до 65.

По прогнозам специалистов, уже к 2015 году число работающих россиян сравняется с количеством пенсионеров. «Политическим самоубийством стало бы решение ничего не делать и дожидаться неизбежного краха. Практически все государства, где есть государственная пенсионная система, столкнулись с проблемой процентного роста числа пенсионеров, гендерной диспропорции в их составе, и вынуждены эти проблемы как-то решать. Даже Украина нашла в себе силы пойти на подобный шаг, несмотря на все предстоящие социальные и политические риски», — говорит один из разработчиков проекта РСПП Владимир Назаров.

Налоговый рай

На повышении пенсионного возраста поствыборные сюрпризы не закончатся. Нас ждет еще и рост налогов. Правда, как утверждают в Минфине, ведомство пока не рассматривает такую меру, как увеличение прямых налогов на доходы физлиц, на прибыль организаций и тому подобное. Зато согласно принятой правительством стратегии будут резво расти акцизы. Прежде всего на табак, винно-водочные изделия и бензин.

Еще в марте Минфин предложил с 2014 года поднять акцизы на этиловый спирт почти в четыре раза — до 900,9 рубля с нынешних 231 рубля за литр. В этом случае самая дешевая водка в России будет стоить 390 рублей за пол-литровую бутылку. Сборы на табак предполагается увеличить с 280 рублей за тысячу сигарет до 873,6 рубля.

Конечно, здоровое общество должно радеть за то, чтобы его члены меньше пили и курили. Тем более что доступность водки сегодня на порядок выше, чем во времена СССР. Тогда при средней зарплате в 120 рублей можно было купить порядка 30 бутылок, а сегодня — более 230. Но, во-первых, мало кто, кроме экспертов Минфина, измеряет свою зарплату в пол-литрах и сигаретных пачках. А во-вторых, цены эти станут для большинства россиян запретительными. И дело, по сути, сведется к лигачевской кампании борьбы с алкоголизмом, в результате которой праздничные столы стали украшать средствами бытовой химии. Наконец, в-третьих, совсем уж втихаря начинают подниматься цены на импортные вина. По слухам, своих денег недобирает таможня.

Еще неприятнее — повышение акцизов на бензин. Рост стоимости моторного топлива в России связан не только с увеличением цен на нефть на мировом рынке, а также с монопольным положением нефтяных компаний в большинстве регионов страны, но и с налоговой политикой государства. Еще год назад правительство приняло принципиальное решение ежегодно увеличивать акциз на бензин в среднем на рубль за литр. Впервые это было сделано 1 января этого года. Следующее повышение акциза ждет нас менее чем через шесть месяцев. После очередной прибавки «по рублю» в 2013 году, по расчетам правительства, цена топлива на внутреннем рынке должна вырасти примерно на 1,5 рубля.

«Рост цен на бензин мы будем наблюдать из года в год. Факторы, которые влияют на это, — инфляция и увеличение налоговой нагрузки», — говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Наконец, еще один удар по доходам россиян может быть нанесен введением налога на недвижимость, который должен будет заменить сразу два сбора — налог на имущество и налог на землю. Он должен стать основным источником наполнения муниципальных бюджетов, так же как аналогичный налог в Германии, который поступает в бюджеты федеральных земель. Президент Дмитрий Медведев уже потребовал от правительства, чтобы подготовка к введению этого налога была завершена в ближайшее время. Сдерживает его появление только незавершенность кадастрового учета всех объектов недвижимости. Единственное, что пока неясно, — будет ли он введен сразу повсеместно или сначала в нескольких регионах. Как говорят эксперты, второй вариант менее предпочтителен, ибо создаст неравные условия налогообложения в разных частях страны.

Чиновники, правда, уверяют, что при введении налога на недвижимость общая финансовая нагрузка на россиян не увеличится. Но верится в это с трудом. Идея в том, что каждый налогоплательщик, владеющий квартирой, дачей или гаражом, будет платить ежегодно государству 0,1 процента их рыночной стоимости. Сейчас налог на имущество исчисляется по оценке БТИ, привязанной только к стоимости строительства каждого объекта и не учитывающей ни места его расположения, ни другие рыночные факторы. В результате за квартиру где-нибудь на окраине Москвы ее владелец заплатит не менее 4 тысяч рублей в год — в несколько раз больше, чем сейчас. Да что там в Москве. Например, дачный участок в шесть соток с небольшим домом на окраине Краснодара стоит примерно 1,2 миллиона рублей. Налог на него составит 1200 рублей в год, что для провинции сумма существенная.

Время для дискуссий

С экономической точки зрения отсрочка подобных мер лишь усугубляет проблему, однако политическая конъюнктура заставляет переминаться с ноги на ногу. Большинство экономистов с такой постановкой вопроса не согласны.

Вернемся к пенсиям. «Хорошая практика по увеличению пенсионного возраста в других странах состоит в том, чтобы информировать население заранее. Люди строят планы, и с точки зрения здравого смысла и политической целесообразности это вполне оправданно. Если человеку в 20 лет говорят, что он выйдет на пенсию не через 40, а через 41 год, — это одно, если же за полгода до выхода на пенсию — это другое», — говорит руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

А вот что касается налогов, то их повышения можно было бы или вообще избежать, или сделать эту меру для населения менее болезненной. Но только при условии, если правительство решилось бы на сокращение расходов бюджета уже сейчас, в предвыборный период. Тем более что возможности для этого имеются.

В первую очередь речь может идти о бюджетных субсидиях целым отраслям экономики — банковскому сектору, автомобилестроению и так далее. Сегодня их объем составляет 4 процента годового ВВП страны. Наконец, можно сократить и количество чиновников. Например, в той же Федеральной налоговой службе сегодня, по словам Евсея Гурвича, работает в 3,5 раза больше чиновников, чем в аналогичной структуре в США. И если еще несколько лет назад на тысячу трудоспособных россиян приходилось 16 чиновников, то сегодня их уже 25.

«В предвыборный период образуется несколько ключевых тем для дискуссий, которые будут вести политические партии. Из экономических я бы выделил исчерпанность нынешней сырьевой модели экономического роста и как изменить качество жизни россиян. Обязательно будут подняты вопросы увеличения пенсионного возраста и продолжительности рабочей недели. Ну и, наконец, налоговая политика государства», — считает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. И для того чтобы убедить избирателей, что описанные выше меры неизбежны, партии власти, по мнению политолога, надо будет сосредоточиться на подробном разъяснении, на какие нужды будут направлены средства, получаемые государством от увеличения налогов.

«Граждане должны отчетливо видеть социальный характер расходования тех средств, которые будут получены от увеличения налогообложения», — заявил «Итогам» Дмитрий Орлов.

В ходе избирательной кампании скорее всего пойдут дебаты и о том, следует ли повышать подоходный налог. Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг и его зам Андрей Городецкий, предложившие вернуться к прогрессивной шкале налогообложения, наверняка заставят горячие партийные умы, например, из «Справедливой России» вспомнить об их прежней инициативе ввести «налог на богатых». Да мало ли еще о чем! И можно сказать одно: все это не от хорошей жизни… «Вообще-то повышение налогов после выборов представляется достаточно циничным ходом. Хотя, учитывая срок будущего президента в шесть лет, вероятно, делается расчет на забывчивость граждан», — говорит гендиректор компании Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. Добавим: и на отходчивость. Пообвыкнемся года за четыре, а там, перед новой избирательной кампанией, глядишь, и посыплются новые посулы, а возможно, и конкретные налоговые послабления. А дальше — на следующий круг. Политика ведь штука циничная. А экономика — прагматичная.