Собянин готовит «туалетную» революцию

Московское правительство намерено направить на общественные уборные 6,6 млрд рублей.

Возможно, уже скоро с московских улиц исчезнут синие туалетные кабинки – яркий артефакт времен Юрия Лужкова. Нынешний мэр столицы Сергей Собянин объявил о запуске программы по обновлению сети общественных уборных в Москве: нынешние, которые изначально разрабатывались для стройплощадок, массовых мероприятий и т.п., как временные, выглядят «непрезентабельно».

Количество туалетов будет, по словам Собянина в эфире телеканала «ТВЦ», увеличено в два раза – а это тысячи новых «посадочных» мест. Напомним, что такого значительного расширения сети уборных при Юрии Лужкове не планировалось – речь шла только о 100 кабинах нового поколения, совмещенных с рекламными конструкциями.

Предполагается, что после этого общественные туалеты в Москве должны стать доступнее для горожан. Бюджет на эту программу был уже озвучен ранее – более 6,6 млрд рублей. Эти деньги будут потрачены за пять лет. Каждый год, таким образом, туалеты обойдутся московскому правительству в 3 – 4 раза больше, чем выплата столичных надбавок всем московским учителям.

Сумма, которую предлагается потратить на обновление сети туалетов в Москве, выглядит чудовищно большой, однако эксперты утверждают: современные технологии в этой сфере так сложны и дороги, что подобные расходы имеют смысл. В частности, так считает Владимир Моксунов, генеральный директор Российской туалетной ассоциации, который, впрочем, не слишком оптимистично оценивает заявления Собянина:

«СП»: — Насколько нынешняя Москва нуждается в модернизации туалетного хозяйства?

— Очень нуждается. Когда-то установка синих кабинок была большим шагом вперед, эти туалеты помогли насытить Москву хоть как-то. Но сейчас нам уже мало того качества, которое эти кабинки предлагают. То есть, там часто не работают двери, там ужасный запах, нет вентиляции, на попу, простите, что-то капает… Это при том, что в нашем городе есть разработчики туалетной техники мирового уровня, которые экспортируют свои проекты и продукцию за рубеж, в самые развитые страны – а вот Москве это почему-то не нужно… Мы и сейчас пока не слышали никаких предложений от мэрии, с нами никто не советовался.

«СП»: — Шесть с половиной миллиардов рублей – это много или мало? Что можно на них сделать в Москве?

— Вообще говоря – не слишком много. Учитывая наше состояние инженерных коммуникаций (а стационарные туалеты потребуют подключения к ним), учитывая сложность инженерии… Названная сумма уйдет только на начало «туалетной революции», потом понадобятся дальнейшие вложения. А нам нужна именно революция, как сделали в Корее перед чемпионатом мира по футболу, в Китае перед Олимпиадой…

«СП»: — В чем заключается революция?

— В том, что туалет от уровня «бетонированной дырки в полу» поднимается до современного, комфортного состояния. Чтобы это действительно была «туалетная комната» — где, например, девушка может оправить прическу и т.п.. Плюс – экологические требования (для олимпиады в Сочи, которая пройдет в климатическом курорте, это будет особенно актуально). Не говоря уже о таких наработках, как встроенный прибор для мгновенного медицинского анализа мочи и кала, такой изобрели и устанавливают в туалетах в Японии…

«СП»: — Московский проект – это революция или нет?

— Дело в том, что мы вообще не знаем, в чем заключается проект. Его, возможно, попросту нет. Потому что с экспертами – а сообщество у нас достаточно тесное – никто не общался по этому поводу. В других мировых столицах всё прозрачно – мэрия консультируется с экспертами, потом разрабатывает проект, под него выделяется сумма. У нас же наоборот – вот, я недавно слышал, в одной из управ еще по старым программам оказались деньги на строительство дополнительных туалетов. Прошла команда – «куда ставить-то?». А никто не знает, потому что специалистов никто не спрашивал, исследование людских потоков не проводилось. Ставят поэтому наобум – тем более, что управа не слишком-то заинтересована в новых туалетах, они ведь получают неплохие деньги с «синих кабинок»…

«СП»: — Какие туалеты нужны в Москве – мобильные или стационарные?

— Нужны туалеты сразу многих типов. В том числе и стационарные, как строили в Москве в прежние времена. Но стоимость стационарных заведений, конечно, громадная – даже небольшой туалет на 5 – 6 мест стоит порядка 20 млн рублей только за строительство.

«СП»: — Что дороже – строительство или эксплуатация современного туалета?

— Вообще, конечно, всё дорого. А в Москве сложилось так, что и строительство, и эксплуатация выливаются в неадекватные суммы. Сможет ли новая мэрия изменить этот порядок – не знаю, но хотелось бы верить.

Напомним, что первые в Москве общественные туалеты современного типа появились во второй половине XIX века (тогда наиболее употребительным названием таких заведений было «ретирада»). Павильоны ставились на московских бульварах и в других оживленных местах, а также поблизости от мест массового скопления публики (Ипподром и пр.). До нашего времени не сохранился ни один дореволюционный общественный туалет, правда, мозаичные полы такой постройки, кажется, нашли археологи на Триумфальной площади.

Мощная волна строительства новых общественных туалетов последовала в 1920-е и 1930-е годы. Тогда в столице СССР появились сразу многие из ныне действующих туалетов – у Никитских ворот на Тверском бульваре; на Патриарших прудах; у площади Трех Вокзалов. Один из этих туалетов был выстроен даже на Красной площади, взамен снесенного Казанского храма (ныне храм восстановлен). Появились типовые проекты, в числе которых было немало изящных (в частности, остроумный конструктивистский туалет имеется на Комсомольской площади, а типовой скругленный вход в подземный павильон хорошо сохранился у Новодевичьего монастыря).

Массовыми сериями общественные туалеты строились и в зеленых зонах, парках культуры и отдыха. Так, кирпичные строения таких туалетов можно видеть в парке Сокольники, ЦПКиО, на ВВЦ. Позже подобные конструкции сменились в строительстве бетонными подземными павильонами, совмещенными с бомбоубежищами. Такие строили в «спальных районах» 60-х – 80-х годов.

В конце 1980-х годов количество, а также и содержание общественных туалетов в Москве перестало устраивать как власти, так и горожан. Внедрение платных туалетов казалось хорошим выходом, и многие из имевшихся в городе уборных стали платными. Те же, которые располагались вдали от массового скопления людей (например, туалеты в спальных районах) перепрофилировались под склады, магазины, ночные клубы. Между тем, недостаточность сети общественных туалетов в Москве стала еще более очевидной – что и вызвало к жизни «синие кабинки», в середине 90-х годов казавшиеся символом цивилизации.

Сейчас в столице сохраняется как сеть бесплатных общественных уборных (в частности, бесплатными остались туалеты на Петровке, на Красной площади, у Никитских ворот, у Новодевичьего и на Патриарших), так и платные туалеты разной категории – начиная от «синих кабинок» у выходов из метро, заканчивая частью капитальных строений еще советского времени. Капитальных новостроек этого назначения в Москве практически нет.