Как меняются россияне в эмиграции

Каждый пятый житель России хотел бы уехать из страны.

За 20 лет доля россиян, желающих эмигрировать, выросла с 5 до 21%, — объявили социологи ВЦИОМ, опросив жителей 46 регионов страны. По данным Института мировой экономики и международных отношений РАН, за последние три года из России уехало около 1,2 миллионов человек, 40% из них — люди с высшим образованием.

В свою очередь исследование портала Superjob показало, что только 40% наших граждан хотели бы снова родиться в России.

Как меняются те, кто уже покинул родину?

Гавриэль Гавриэлов, Израиль:

«Мы оба с женой – инженеры-гидрологи, однако за эти 11 лет кем только не работали — от охранника до разносчика писем. Сейчас я работаю в фирме по установке дверей, жена на складе одежды. При этом через 7 лет мы смогли взять в ипотеку 3-комнатную квартиру, каждый год ездим заграницу.

Первое, что со мной произошло – я освободился от иллюзии ценности высшего образования — здесь можно жить, имея любую профессию. Стало резать слух, как мы, то есть «русские», совершенно незаслуженно восхваляем свое воспитание, образование, культуру.

Общий статус репатриантов конечно резко понизился. Но мало кто при этом потерял уверенность в себе. Произошло даже обратное — перестав заниматься прежними высоколобыми профессиями, человек понял, что может с удовольствием делать что-то простое и полезное».

Алла Шаповалова, США:

«Сначала о вкусах: зелень стала есть, как корова и через какое-то время на дух стала не переносить крепкие спиртные напитки. Здесь огромный выбор фруктов и овощей, что конечно изменило рацион. Нью-Йорк заставляет помолодеть. Все повально бегают в парке, я тоже не осталась в стороне, но пока не бегаю, а хожу.

А еще здесь какое-то всеобщее помешательство на обуви и моде, просто невозможно сопротивляться. Достичь здесь можно многого и отношение к работе другое, это факт, работаешь не просто для того, чтобы выжить, а чтобы реализовать себя. Когда первый раз написала письмо в Конгресс США в защиту волков и получила ответ где-то через неделю, я поразилась — привыкла, что на родине пиши не пиши, все как в песок. Приятно чувствовать себя человеком».

Дмитрий Андерс, Финляндия:

«Стали потреблять гораздо больше рыбы, мяса, овощей и фруктов. Начали снова доверять качеству продуктов – все покупаем «без оглядки» Стали чаще ходить в бассейн, кататься на лыжах и коньках. Весь уклад жизни теперь похож на хорошо настроенный часовой механизм. Пример – садик и продленка в школе работают до 16.30, но и работа у многих заканчивается в 16. Взгляд на жизнь стал более позитивным. Радуемся за детей и планируем собственное развитие.

Жизни, как оказалось, можно радоваться. Мы, как семья, ощущаем свою ценность в глазах государства».

Катерина Фока, Греция:

«Неожиданно ощутила себя пьющим человеком, заказывая в клубе второй коктейль. В Греции практически не пьют! Зато курят, и в целом Грецию не назовешь страной здорового образа жизни. У меня появилась привычка не ложиться спать до 3-4 утра. Опять же, Греция страна, где самые толстые женщины и дети, мужчины занимают почетное второе место. Я сама набрала вес – так все вкусно.

Теперь почти не ношу каблуки, но это из-за особенности улиц – как и в любой стране, где высока вероятность землетрясений, тротуары выложены камнем. Изменилось ощущение возраста. Здесь в 30 ты еще девочка. В 35 – девушка. Ближе к 45 – женщина, и только в 70 — бабушка. Никто не спешит создать семью, никто не торопиться с детьми. Мне 33 и не для кого не удивительно, что мы с мужем пока еще без детей».

Ольга Каунова, Бельгия:

«Бельгия как таковая сделала меня более терпимой и отзывчивой. Этому меня научили бельгийцы — принимать людей такими какие они есть, поднимать на улице пьяных, не проходить мимо чужого горя, не отвечать на хамство и не реагировать агрессивно. И еще здороваться, когда захожу в магазин. И проще относиться к вопросу детей — они всегда с нами, мало мест, в которые мы их не берем. Например, я могу совершенно спокойно поменять памперс на улице, покормить буквально на колене в парке, в России такое простое отношение к детям пока не принято».

Ангелина Силина, Мальта:

«Отношение к еде поменялось очень сильно, я стала итальянкой, можно так сказать. Мы живем рядом с Сицилией, здесь очень много итальянского хорошего вина за небольшие деньги, свежайших овощей и фруктов, итальянских колбас, и конечно же, свежей рыбы. Теперь я не представляю свою жизнь без свежей морской рыбы. Я стала разбираться в винах, в некоторых итальянских продуктах (оказывается они все прославляют тот или иной регион), я привыкла есть спелые арбузы в июне. В общем, я привыкла к хорошему.

На еду мы тратим львиную долю нашего бюджета, так как мой муж, выросший с отчимом итальянцем, уделяет вопросу еду много внимания. Он прекрасно готовит и получает удовольствие от посиделок за столом. Он очень привередлив, и даже оливковое масло мы покупаем определенных производителей, потому что оно имеет другой вкус. Я скучаю только по свежему кефиру».