Россия щедрая душа. Но не к своим

Федеральная миграционная служба (ФМС) с энтузиазмом поддержала инициативу президента Дмитрия Медведева о трудоустройстве в России японских граждан, лишившихся в результате удара стихии работы, крова, а, возможно, и желания дальше жить на японских островах. «Нам сейчас следует подумать в целом об использовании, в случае необходимости, может быть, и части трудового потенциала наших соседей, особенно в малонаселенных районах Сибири и Дальнего Востока», – заявил на прошлой неделе президент, подразумевая под «соседями» японцев. ФМС тут же вытянулась во фрунт. «Есть политическое решение, и мы готовы сделать все от нас зависящее, в т. ч. оказать максимальную визовую поддержку», – сообщил сегодня пресс-секретарь ФМС Константин Полторанин. «Политическое решение», «готовы сделать все от нас зависящее», «максимальная поддержка» – слова-то какие прекрасное, рвение какое похвальное.

Еще прежде неутомимый Жириновский призвал японцев переселяться с опасных для жизни островов всем скопом в Россию. Ну, на то он и Жириновский, чтобы делать такие звонкие заявления и решать судьбы целых народов, двигать их, как фигуры на шахматной доске своего воображения. Однако не только лишь слова поддержки в адрес японцев звучат с высоких российских трибун – делаются и конкретные дела. Я не про участие сотрудников российского МЧС в ликвидации последствий японской катастрофы говорю – это понятно. Я про «политические решения».

На днях появились сообщения о том, что несколько десятков японцев уже оформили российское гражданство. «Речь идет об оформлении по упрощенной схеме паспорта нашей страны, – рассказал заведующий консульским отделом посольства России в Японии Сергей Касторнов. – Фактически это означает предоставление гражданства. Как правило, отцы у этих детей – японцы, а матери – россиянки. В январе-феврале, до нынешних землетрясений и цунами, мы получили и удовлетворили всего 4 такие заявки. Однако после стихийных бедствий с 14 по 18 марта мы по упрощенной процедуре оформили российское гражданство с выдачей паспортов в ответ на 44 письменные просьбы родителей. Еще 5 младенцев были внесены в российские паспорта их матерей. Это тоже означает выдачу гражданства России». За 4 дня по упрощенной схеме! Это притом, что срок рассмотрения материалов в случае предоставления российского гражданства в общем порядке, как сообщает сайт ФМС, составляет до 1 года, а в упрощенном порядке – до 6 месяцев. А тут – за 4 дня! Вот что значит сострадание и желание помочь.

Сострадание и участие всегда были присущи русскому народу, поделать с этим ничего нельзя. Да и не надо с этим ничего делать. Это – прекрасные качества, неотъемлемая составная часть русского менталитета. Вот только в данном случае российскими чиновниками движут, похоже, не только гуманистические, но и корыстные побуждения. Не своекорыстные, разумеется (как можно такое представить?!), а государственно-корыстные. Это же японцы – знаменитые японцы с их золотыми руками и мозгами, с их легендарными технологиями! Рассели их где-нибудь в России – и они тут же начнут собирать свои чудо-автомобили, компьютеры и телевизоры. Только это будут уже не японские автомобили и компьютеры, а нашенские! И высокие технологии явятся в изобилии, словно по волшебству, по щучьему веленью – там же, в тайге. Или где планируется японцев расселить? Еще интересно: а зарплаты у переселенных японцев будут такие же, как у рядовых россиян? Или японцам положат особые оклады? Они будут в России привилегированной кастой? Или как?

Странно это все. Сострадание – состраданием, помощь – помощью, технологии – технологиями, но странно, что российские власти и политики с таким энтузиазмом готовы расселять и трудоустраивать в России граждан другой страны, представителей другого народа – в то время как упомянутые малонаселенные районы собственной страны становятся таковыми не из-за стихийных бедствий, а из-за оттока местного населения, которому не создаются нормальные человеческие условия для жизни, зато зачастую создаются прямо противоположные. Странно, что японцы так легко и быстро получают российское гражданство – в то время как тысячи русских людей годами добиваются этого гражданства. Да что там годами – иногда десятилетиями, о чем неоднократно писал и KM.RU.

Десятилетиями над нашими соотечественниками измываются (иначе не скажешь) чиновники-бюрократы. Измываются, тянут время, отказывают, несмотря на то, что у людей собраны все необходимые документы, несмотря на то, что в России живут их родственники, и сами претенденты на гражданство давным-давно обосновались в нашей стране. Несмотря на то, что они родились в России, были советскими гражданами, после распада СССР другого гражданства не принимали, вернулись в Россию, но здесь получили и до сих продолжают получать отказ в выдаче российского паспорта. Несмотря на то, что в России – тяжелая демографическая ситуация, население страны сокращается, тогда как за границей проживают миллионы наших соотечественников, а в нашей стране действует государственная программа по переселению этих самых соотечественников (провалившаяся программа, что публично признавали сами чиновники).

В 2007 году журналистка «Российской газеты» описала свою встречу с руководителем ФМС Константином Ромодановским, на которую принесла письма доведенных до отчаяния людей, добивающихся российского гражданства. «Пяткова Инна, 22 года, студентка, приехала из Узбекистана к бабушке в Вышний Волочек. В феврале прошлого года собрала пакет документов и пришла в районное отделение УФМС Тверской области за разрешением на временное проживание (такая странность нашего законодательства: прежняя постоянная прописка называется теперь «временным проживанием»). Ей сказали: нужна еще справка о выписке из Ургенча, где она раньше жила. Съездила, выписалась, снова пришла в УФМС, но тут ей сообщили, что квоты на этот год закончились. В 2007-м явилась к паспортистам уже 9 января, ей выписали направление на сдачу медицинских анализов (туберкулез, СПИД, лепра…). Анализы, разумеется, платные. Все сдала, очень спешила, но 18 февраля, когда принесла весь собранный пакет документов, узнала, что квот на нее опять не хватило. Да как их могло хватить, когда город принимает в год всего четырех человек? Ей посоветовали: приходите, мол, снова в будущем году».

«Семья Ирины Пушкаревой переехала в Калужскую область. Из Казахстана. Очень давно – еще в мае 1992 г. С тех пор живут в селе Дворцы Дзержинского района. Считали, судя по всему, что раз вернулись на историческую родину, значит, автоматически стали ее гражданами: ведь казахстанского гражданства они не принимали. Оказалось, не так все просто. В 2005-м родители Ирины узнали, что они, оказывается, ЛБГ (лица без гражданства), и начали оформлять гражданство РФ. С ними вместе получили гражданство и двое их маленьких детей. А вот Ирине, поскольку она уже была совершеннолетней (20 лет), велели сначала… установить личность».

«В г. Шахты Ростовской области живет (в собственной квартире) семья Кудрявцевых. Глава семьи Владимир давно имеет российское гражданство, а его жена и двое детей, приехавшие в Россию из Украины еще в 2001 году, почему-то до сих пор считаются иностранцами».

«Изучая эти письма (их было гораздо больше, чем я здесь описала), Ромодановский угрюмо молчал, – пишет журналистка. – В отличие от своих подчиненных, он не спешил найти какую-никакую вину самих жалобщиков. Вызвал секретаря и поручил немедленно соединить его с начальниками УФМС тех регионов, где происходят эти издевательские истории. Хотя дело было в субботу, иногородние начальники стали бодро возникать по телефону один за другим. Каждый получил свою порцию генеральского гнева, а истории, длившиеся годами и казавшиеся тупиковыми, разрешались прямо на ходу». Вопросы, не решавшиеся годами, стали решаться в минуты. После того, как позвонили сверху. Вертикаль власти во всей ее красе и мощи.

Судя по тому энтузиазму, с каким российские власти ухватились за идею переселения и трудоустройства в России японцев, уроженцам Страны восходящего солнца не придется испытать на своей шкуре все «прелести» российской бюрократии. По крайней мере, на стадии переселения и оформления, если этой инициативе действительно будет дан ход. А там кто знает – может, и дальше российская бюрократия будет с ними предельно вежлива и любезна.

Я ничего не имею против японцев. Несмотря на исторически сложные отношения наших стран, несмотря на курильский выпендреж японцев, я хорошо к ним отношусь. Это, бесспорно, талантливый, трудолюбивый и культурный народ (хотя это – иная культура). Мне непонятно только, почему в России японцам (в нынешней или в любой другой ситуации, неважно) должно отдаваться предпочтение перед русскими, перед нашими соотечественниками, проживающими в России или за рубежом, но желающим перебраться в Россию? Почему по отношению к нашим соотечественникам не принимаются такие же продиктованные отеческой заботой «политические решения», а если принимаются, то почему не исполняются? Почему, как в случае с японцами, не демонстрируется готовность «сделать все от нас зависящее», а если демонстрируется, то лишь на словах? Потому что японцы пострадали от землетрясения? Так что и где должно тряхнуть, чтобы российские власти прониклись такими же подлинно теплыми чувствами к соотечественникам?!