Лондонград на Темзе: события повторяются?

Со сводками из Ливии или Сирии можно запросто перепутать в последние дни сообщения из британской столицы. В «Лондонграде на Темзе» российская элита привыкла отдыхать от тягот жизни в таком «опасном» городе, как Москва. А тут на тебе! Город, который в нашем сознании является оплотом демократии и порядка, методично крушат банды молодчиков.

В прошлом беспорядки в крупных западных городах обычно имели очень простое и логичное объяснение. Возьмем, например, волнения в Чикаго летом 1919 года. Черный тинейджер плывет себе по озеру Мичиган и никого не трогает. Течением его случайно относит на пляж «только для белых».

Отдыхающий здесь поклонник «чистоты белой расы» забивает несчастного юношу камнями. Полиция приезжает, но отказывается арестовывать убийцу. Весть разносится среди черного населения Чикаго. Результат семидневных волнений: 36 убитых, 500 раненых.

В случае с нынешними волнениями в Лондоне все не так. Я внимательно прошерстил несколько влиятельных британских газет. События в Тотенхэме — везде тема номер один. Все возмущаются и обвиняют власть и полицию в недальновидности.

Но, несмотря на все риторические изыски, в каждой статье сквозит растерянность. Никто — даже коренные жители Тотенхэма — не может конкретно сформулировать, в чем заключается «недальновидность» власти и полиции. Во время прошлых беспорядков в том же Тотенхэме в 1985 году полицию еще можно было обвинить в расизме. Но с тех пор в Соединенном Королевстве наступила эра политической корректности.

В современной Британии вас могут наказать вплоть до увольнения, если в рабочее время вы носите крестик (реальный случай, который произошел в авиакомпании «Бритиш эйруэйз»). Однако права гомосексуалистов и национальных меньшинств здесь защищают так же рьяно, как у нас — интересы Тимченко или Абрамовича.

Моя любимая история на эту тему касается пожарных. Проезжая как-то по общественному парку, они увидели двух гомосексуалистов, которые у всех на виду занимались сексом. Пожарные, будучи людьми не очень политически корректными, окатили их из брандспойта.

Казалось бы, на этом инцидент можно было считать исчерпанным. Остужать любовные игрища — это не часть профессиональных обязанностей пожарных. Однако публичный секс с британскими законами тоже как-то не очень сообразуется. Но гомосексуалисты все равно сочли себя несправедливо обиженными и подали официальную жалобу. И что вы думаете? Пожарных строго наказали. А вот нашу сладкую парочку — нет.

Поэтому я поднимаю руки вверх. Если уж сами британцы не очень понимают, что и почему у них происходит, то что говорить о нас — жителях исключительно политически некорректной страны! Давайте не будем заниматься гаданиями, а просто совершим небольшую экскурсию по арене беспорядков — району Тотенхэм.

Согласно средневековой британской переписи населения «Книге судного дня», уже в 1086 году здесь жили 70 семей. В 1909 году в Тотенхэме отметилась «русская мафия». Два латышских анархиста ограбили клерка, угнали трамвай, убили двоих и ранили четырнадцать человек. Изумленные лондонцы сняли по мотивам этих событий немой фильм.

Но довольно исторических реминисценций. Поговорим лучше о Тотенхэме сегодняшнего дня. Южная часть этого района — абсолютный рекордсмен Европы по количеству представленных этнических групп. Здесь говорят на приблизительно 300 разных языках. О других рекордах: в Тотенхэме — самый высокий уровень безработицы в Лондоне и один из самых высоких уровней бедности в стране.

Зато вот уже более 30 лет здесь все в порядке с бандами. Особо выделяется группировка «Tottenham Mandem» (в свободном переводе — чуваки из Тотенхэма), насчитывающая свыше тысячи человек. Еще здесь обильно представлена «турецкая мафия» — группировка, которая, по слухам, контролирует 90% британского рынка героина.

Ну что, достаточно? Не знаю, как вы, а я уже удивляюсь: почему это в Тотенхэме все взрывается раз в пару десятилетий, а не каждый день? Принципиально не хочу обсуждать вопрос, как же Тотенхэм дошел до жизни такой. Пусть в этом разбираются сами британцы.

Наблюдая по ТВ за войной в Тотенхэме, я не могу не думать о Москве. Мой немецкий друг Штефан Шолль недавно посетовал, что в отличие от европейских городов в нашей столице все районы на одно лицо.

Принципиально не соглашаясь с такой оценкой, хочу тем не менее загадать желание: пусть хотя бы в одном отношении у нас все районы дальше будут на одно лицо! Пусть у нас принципиально не будет национальных гетто, как в Лондоне или Париже!

В современной Москве сейчас происходят те же самые процессы, с которыми французская и британская столицы столкнулись еще в 1960-е годы — массированный приток мигрантов. Уже сейчас это вызывает напряжение. Вспомните, что происходило в Москве в конце 2010 года.

Я опять же принципиально не выдаю никаких рецептов или рекомендаций. Это было бы и глупо, и пошло, и смешно. Я хочу сказать только одно: опыт Тотенхэма снова показывает, что масштабные процессы, подобные изменению состава населения, по определению не могут происходить легко и безболезненно.

Кайфующая от осознания собственной политической корректности Британия демонстративно села в лужу. Но гораздо полезнее будет не хихикать над злоключениями бритов, а повнимательнее наблюдать за тем, как они будут тушить «тотенхэмский пожар». Авось поймем, какие ошибки «Лондонграда на Темзе» не стоит повторять в городе на Москве-реке.