Столичный федеральный: вокруг да около

Недавно Мосгордума абсолютным большинством голосов (28 против двух) приняла в первом чтении закон, закрепляющий расширение территории столицы в границах, которые были определены в соглашении, подписанном в июле этого года мэром Москвы Сергеем Собяниным и губернатором Московской области Борисом Громовым.

Это беспрецедентный случай в новейшей российской истории, когда такой сложный вопрос, как расширение границ крупнейшего мегаполиса страны, решается так стремительно. Только в середине июня президент Дмитрий Медведев выступил с предложением о создании столичного федерального округа, а уже 11 июля появилось соглашение Собянина и Громова, которые пришли к выводу, что все московские проблемы можно решить одним только переносом границ в глубь Подмосковья в отдельно взятом направлении — между Киевским и Варшавским шоссе и Большим кольцом Московской железной дороги.

Естественно, подобная поспешность насторожила многих экспертов. У проекта появились ярые противники. В том числе и среди самих москвичей. Мнения определившихся горожан, согласно данным опроса Левада-центра, разделились ровно пополам — за и против расширения Москвы. Причем те, кто одобряет предложение двух губернаторов, так же с воодушевлением относятся и к первоначальной идее президента об объединении регионов в один федеральный округ.

Хотя на деле проект выглядит весьма перспективным с разных точек зрения. По идее, жители районов, которые окажутся в составе Москвы, обретут все столичные льготы. Возможно, поэтому заявки на регистрацию там уже подали около 1,5 млн человек, несмотря на то, что на оговариваемой территории сегодня проживает всего 250 тыс. человек. В Мосгордуме также уверены, что подмосковные — на данный момент — детские учреждения, больницы, поликлиники и другие социальные объекты получат возможность развиваться, что поможет им выйти на столичный уровень.

Не меньше порадует будущих москвичей решение жилищных проблем. Помимо строительства нового современного жилья власти планируют благоустроить загородные домостроения — провести в дома газ и водопровод.

Однако учитывая неразвитость предлагаемой для расширения территории, выбор ее кажется весьма сомнительным, а заявленные властями планы воспринимаются многими экспертами как наполеоновские и потому трудно исполнимые.

На их реализацию потребуются не одно десятилетие и огромные деньги. Уже сегодня проект оценивается в 10 триллионов рублей. Правда, заместитель столичного градоначальника Анастасия Ракова уверяет, что московский бюджет не сильно пострадает — большую часть объектов строить будут инвесторы. И это, пожалуй, один из многих неоднозначных моментов проекта в нынешнем виде.

То, что первый зам мэра Москвы Владимир Ресин расценивает как определяющее выбор преимущество присоединяемой территории — отсутствие на ней большого числа городов-спутников, что избавляет от необходимости перепланировать сложившуюся застройку и инфраструктуру, — можно считать и ее главным недостатком. Ведь кроме проблем с подведением коммуникаций и подъездных путей, которые необходимо решать уже на начальном этапе строительства, инвесторы могут столкнуться с чисто бюрократическими вопросами. Например, с организацией работ по межеванию и описанию границ, без проведения которых невозможно будет принять ни один нормативный документ; с внесением изменений в градостроительную документацию, согласование которой традиционно проходит не один год; с переводом сельхозугодий в собственность Москвы. Нельзя забывать и о том, что земельный вопрос в ближнем Подмосковье стоит особенно остро. Многие пригодные для строительства участки находятся в собственности крупных компаний, чье мнение придется тоже учитывать, как и тот факт, что цены на землю могут существенно повыситься, как только проект расширения Москвы будет полностью утвержден. Все это потребует немалых дополнительных временных и материальных затрат.

Не сбросить со счетов и коррупционную составляющую, которая на освоении «целины», если вспомнить многочисленные случаи при возведении масштабных объектов, зачастую приобретает ужасающие размеры. Любой уважающий себя инвестор захочет иметь гарантии, что его потери и риски будут минимальными. А это практически невозможно. И, что немаловажно, транспортная проблема в названных районах Московской области практически не решена. Как отмечают эксперты, железнодорожного сообщения между отдельными частями обозначенной территории и центром Москвы нет и соединить эти участки, к примеру, с Киевской и Симферопольской железными дорогами не представляется возможным. Здесь вообще нет железных дорог. Автодорог, по мнению специалистов, тоже недостаточно: по периметру предлагаемой территории только две относительно приличные трассы — Варшавское и Киевское шоссе, да и те уже сейчас перегружены: первая — из-за того, что проходит через Климовск, Подольск и Щербинку, вторая — по причине бурного развития аэропорта «Внуково». Единственное шоссе, которое проходит в границах участка — Калужское, тоже «стоит».

И это только малая часть проблем, которые возникнут перед непосредственными исполнителями исторического преобразования столичного мегаполиса. К сожалению, за тем рвением, с которым чиновники взялись за проект расширения границ Москвы, они просто не успевают учитывать многие моменты, кажущиеся на первый взгляд мелкими и легко разрешимыми, так сказать, в оперативном порядке. При этом уже существует масса готовых решений, которые отметаются как не соответствующие главной идее — создать нечто новое на пустом месте. И тут прав Владимир Ресин, когда говорит, что «тут лучше семь раз отмерить и все хорошенько продумать», иначе, по его же словам, придется «наступать на старые грабли».

Комментарий

Роман Попов:

— Сама идея интеграции Москвы и области для того, чтобы достигнуть согласованного развития этих территорий, конечно, абсолютно здрава. Также разумна и идея «разгрузить» центр столицы. Другое дело, реализация этих идей: то, что предпринимается чиновниками сейчас, кажется мне несколько странным, непродуманным и поспешным. Механическое присоединение к Москве юго-западного «клина», относительно слабо развитого и наименее урбанизированного, заявленных проблем, к сожалению, решить не может. Не снимается вопрос об интеграции. Формирование на территории Москвы и области федерального округа с делегированием части полномочий этих субъектов для решения общих задач специально созданному управляющему органу — один из оптимальных путей решения накопившихся проблем, который уже пройден многими крупными европейскими городами. Жаль, что эта идея оставлена властями.

То, что этот шаг поможет разгрузить центр столицы, также вызывает сомнения: ведь важно не только грамотно спроектировать и отстроить новый центр, но и сделать так, чтобы люди восприняли новое образование именно как центр, причем не менее привлекательный, чем старый.

Кроме того, подобное решение создает значительные проблемы в области организации местного самоуправления: как планы по освоению новых городских территорий будут сочетаться с недавно закрепленным статус-кво муниципалитетов «новой Москвы», например? Не говоря о том, что в Москве теперь появляются «два сорта» муниципальных образований — «старые» и «новые» — с принципиально разной степенью самостоятельности.