Трагедия “мультикультурализма”

Сложно, даже опасно, говорить сегодня о “мультикультурализме”. Откровенность в высказывании своего отношения к этому феномену ограничена в лучшем случае обвинениями в “нечувствительности”, в худшем случае в “расизме”.

Даже наиболее последовательные критики мультикультурализма согласны ограничиваться указаниями на его “нелиберальность”, на то, что он разрушает традиционные представления о сущности либерального образования и что он воплощает заслуживающие жалости девиации молодых американцев, столь разных по своему происхождению, от пути, который учит их жить вместе. Подобная критика, безусловно, правомерна и приветствуется. Но она имплицитно совпадает с предположением, что такая вещь, как мультикультурализм действительно существует — что он воплощает собой, искренние, если не излишне рьяные усилия учителей, с добрыми намерениями, расширить горизонты обычного учебного плана. Такие преподаватели, без сомнения, существуют, но их попытки оказываются жертвами гораздо более агрессивного типа мультикультурализма.

Хотя истэблишмент от образования скорее умрет, чем признает это, мультикультурализм — безусловно обреченная на провал стратегия отчаяния, призванная бороться с недостатком образованности, и сопутствующими социальными патологиями, среди молодых чернокожих. Если бы этих черных студентов и их проблем не существовало, мы бы и не слышали о мультикультурализме. Нет свидетельств, что значительное число испаноговорящих родителей хотели бы, чтобы их дети знали больше о Симоне Боливаре, чем о Джордже Вашингтоне или, что родители-азиаты полагают, что их дети подвергаются педагогической дискриминации, потому что в учебниках содержатся знания о Древней Греции, а не о Древнем Китае.

Продленное обучение

С мнением, что подобные чувства в малочисленных сообществах существуют, можно бороться традиционными способами — уделять несколько часов в неделю, помимо обязательных занятий, обучению детей тому, что их родители считают важным (Конечно, в колледжах подобное обучение необходимым языкам, литературе и истории всегда было доступным). Но большинство испаноговорящих родителей и родителей-азиатов не испытывают подобной озабоченности. Они полностью поглощены процессом “американизации”. “Корни” своих групп они ищут здесь в США, а не среди ацтеков или в истории династии Мин.

Большая часть испаноговорящих ведут себя также, как и итальянцы в прошлом; большая часть азиатов ведут себя, как евреи. Из-за различий в культуре, их интеграция в американское общество протекает с разной скоростью — но она идет. Этот процесс предполагает наличие своих сложностей и часто осуществляется беспорядочно. Иронично, и грустно, что процесс интеграции не идет с такой же скоростью среди чернокожих, с какой он протекал среди тех, кто прибыл на Американский континент раньше них. Поэтому, в качестве жеста отчаяния произошел поворот к мультикультурализму.

Мультикультурализм проявляется с различной степенью интенсивности и в различных формах. Ребенок может прийти домой из начальной школы, узнав больше о Хэрриете Табмане, чем об Аврааме Линкольне. Это может приводить в замешательство родителей-белых и озадачивать испаноговорящих или азиатов, но, вероятно, они могут не обратить на это внимание, посчитав данный феномен временным. Вопрос состоит в том, действительно ли подобное банальное стремление к изучению заслуживающим внимания, но относительно неизвестным расовым предкам помогает черным студентам? Свидетельств тому, что это помогает, нет. Теоретически, предполагается, что подобное обучение поднимает их чувство собственного достоинства, как личностей и черных. Но истинное самоуважение рождается из личного опыта, а не из льстивого внимания учебников.

Фактически, к настоящему моменту хорошо известно, что наши школы не являются источником проблем молодых чернокожих, равно как они не могут стать лекарством от них. Проблемы чернокожих — продукт социального окружения, и это ужасная социальная проблема, а не проблема образования. Однако подобное признание, не мешает нашему сверхамбициозному истэблишменту от образования выдвигать претензии на “решение” этой проблемы. Помимо того, чтобы способствовать повышению самооценки чернокожих молодых людей — наши белые студенты уже и так полны гордости от своих академических успехов, как показывают данные исследования — он пытается продвигать в школах подходящую “ролевую модель”. “Ролевая модель” и “самоуважение” на сегодняшний день самые важные термины в невнятном лепете раздающемся в мире образования.

Действительно хорошая идея нанять на должности учителей черных мужчин. Но это не имеет ничего общего с созданием “ролевой модели”. Как и отцы дома выступают в качестве источника морального авторитета, так и черные мужчины в школе могут быть полезным источником авторитета — особенно для детей из неполных семей. Они могут помочь сделать школу местом, в котором дети будут вести себя более дисциплинировано и пристойно. Но поскольку отцы играют свою роль, не будучи моральными авторитетами, так и черные мужчины-учителя таковыми не являются.

Ролевая модель — это, главным образом, социологическая фантазия. Мы все, когда были молодыми, знали взрослых, которых мы уважали и которыми восхищались — пока, со временем, их образ не померк под влиянием изменений в области наших интересов. Очень немногие из нас через всю жизнь пронесли образ ролевой модели тех взрослых. И, к сожалению, нет свидетельств, что черные учителя положительно воздействуют на академическую успеваемость чернокожих учеников.

Однако, в своей наиболее яркой и крайней форме мультикультурализм — главная педагогическая, социальная и фактически политическая проблема. Но именно эта его версия пропагандируется в университетских кампусах коалицией черных националистов-расистов, радикальных феминисток, “геев” и лесбиянок, а также умело возбуждающих возмущение демагогов, которые как они сами утверждают, представляют различные этнические меньшинства. Ядро этой коалиции представляют черные, поскольку именно они могут запугать факультетские администрации, представители которых не желают, дабы их называли “расистами”. Этот коалиционный мультикультурализм — идеология, с точки зрения которой программа образования подчинена политической программе, превыше всего ставящей антиамериканизм и антизападничество.

Не будет преувеличением сказать, что эти обитающие в студенческих общежитиях радикалы (как профессора, так и студенты), оставив “классовую борьбу” — американские рабочие стали слишком сознательными и способны им возражать — обратились теперь к лозунгу “этно-расового конфликта”. Этот лозунг, в педагогическом измерении, имеет своей ясной целью сформировать у студентов, принадлежащих к этническим меньшинствам, “сознание Третьего мира” — это то самое словосочетание, которое используют радикалы. На практике это означает попытку заставить студентов, принадлежащих к этническим меньшинствам, презирать и быть враждебным к Америке и Западной цивилизации, в целом, которую представляют старой системой притеснения, колониализма и эксплуатации. То, что эти радикалы мягко называют мультикультурализмом по сути является “войной против Запада”, как сталинизм или нацизм.

Под личиной мультикультурализма, их идеи — чья радикальная сущность часто превышает всякую связь политического с явной фантазией — проникли в нашу образовательную систему на всех уровнях. Как плохие деньги вытесняют хорошие, так наиболее сильная версия идеологии стремиться окрасить и придать свои черты более слабой..

Уступка за уступкой

Сегодня все более распространенным становится тот факт, что в американских образовательных учреждениях большое число молодых чернокожих изучают историю, в которой “западная цивилизация”, изобретенная черными египтянами, была злонамеренно экспроприирована греками и в которой черная Африка была мирным, технологически развитым континентом, пока белые европейцы ее не опустошили. Подобное обучение может только воспламенить чувства, накаленные общим для чернокожих мнением, что “белая Америка” и ее правительство преднамеренно одобряют распространение наркотиков среди черных и дьявольски толерантны к вирусу СПИДа, эпидемия которого бушует в черных кварталах. Мультикультурализм, как хорошо понимают многие его горячие сторонники, является техникой способствующей “росту самосознания”, с помощью преднамеренного лелеянья паранойи.

Никто не желает быть пророком апокалипсиса — хотя умные и честные учителя могут быть прощены за уверенность в том, что их мир движется к концу. Многие из тех, кто терпимо относиться или даже оправдывает мультикультурализм в наших школах и колледжах движимы педагогическими, а не идеологическими, стремлениями. Но сила на стороне экстремистов, которые утюжат оппозицию катком угрозы обвинений в “расизме”. Таким образом, оппозиция делает уступку за уступкой, ища убежища в анонимности.

Недавно один журналист обзвонил пять ведущих профессоров, специалистов по египтологии, с вопросом, что они думают об утверждении, что черные египтяне — источник западной цивилизации. Все они сказали, что это нонсенс. В то же самое время, все они не дали разрешение на использование своих имен из-за опасения, что им припишут “политически некорректную” позицию.

Сегодня нет сомнений, что мультикультурализм заволок и ввел в заблуждение разумы десятков тысяч наших студентов — главным образом чернокожих студентов. Мультикультурализм — это не педагогическая реформа. Это педагогическая — и американская — трагедия.