Еврейский праздник Пурим

Почти все праздники, официально отмечаемые в современном государстве Израиль, — это те же праздники, которые еврейский народ хранил на протяжении многих веков за время своей жизни в рассеянии в разных странах мира. Большинство из них прописаны в Торе, и в иудаизме они воспринимаются как данные Богом заповеди. Некоторые – такие как Ханука и Пурим – были введены мудрецами Израиля позже, но и им уже более 2000 лет. Современных праздников мало – сюда можно отнести, к примеру, День Независимости Израиля. Видимо, имея такой весомый духовный багаж, позволяющий праздновать иногда по многу дней подряд, израильтяне уже не стремились вносить что-то новое.

Для туриста, плохо знакомого с еврейской религией и культурой, большинство этих праздников не будут выглядеть особенно яркими. Исторически в связи с ними не сложилось обычая проводить какие-либо бурные развлекательные мероприятия. По-видимому, это связано с тем, кто законы иудаизма запрещают в праздники многие действия, считающиеся «работой». В современном Израиле, являющемся по сути светским государством, далеко не все считаются с подобными запретами, однако все равно большая часть еврейских праздников остается чем-то домашним и внутрисемейным. Вместо пышных уличных торжеств предпочитают провести застолье в кругу родных и близких.

Пурим радикально отличается от остальных праздников именно своим внешним, «уличным» размахом, который он приобрел за последние десятилетия. Гости крупных городов Израиля, посещающие страну в дни Пурима, быстро заметят что-то необычное. Прежде всего, это касается маскарадов, а также песен и танцев на улицах. Естественно, для самих израильтян все это стало уже вполне обычным – многие ждут наступления Пурима, чтобы как следует «оторваться» после будничных забот.

Обратившись к истории, мы узнаем, что Пурим первоначально был установлен в связи с событиями, произошедшими в персидском царстве Ахашвероша (более известного в мировой истории как Артаксеркс). Один из его приближенных, Аман, бывший ярым антисемитом, решил истребить весь еврейский народ. Тем временем еврейская девушка по имени Эстер оказалась выбрана царем в качестве своей новой жены. Аман не знал, что новая царица принадлежит как раз к тому самому народу, над которым он занес меч. В итоге благодаря стараниям Эстер и ее дяди Мордехая (и, конечно, не без молитв и не без божественной помощи Свыше) евреям удалось обратить коварный замысел Амана против него самого: его повесили на том самом дереве, которое он приготовил для своего врага, а ненавистники Израиля были разбиты.