Почему не учрежден памятник воинам, погибшим в Чечне?

Полиция подвела итоги празднования 2 августа 81-й годовщины создания десантных войск. Во многих городах ряженые в тельняшки и голубые береты ребята, изрядно выпив, лезли в фонтаны, разбивали о головы бутылки и кирпичи, крушили рынки, били «лиц кавказской национальности», омоновцев, демонстрировали и другие «геройства».

Самая крупная драка произошла в Астрахани. Бывшие десантники пришли на городской рынок, где торгуют в основном кавказцы и устроили там погром. Те оказали сопротивление. В ход пошли палки и камни. В рукопашной схватке синяки и раны получили 20 «сражавшихся», причем большей частью сами нападавшие и полиция. Госпитализировано 12 «бойцов», а 25 «героев» увезли в участок остужаться.

В Казани недавние «дембеля» числом около 70 громили на рынке прилавки и подрались с продавцами. Задержано 40 участников.

В Липецке «голубые береты» решили выяснить отношения с полицией, поскольку кавказцы на рынок, как и во многих городах, в этот день предусмотрительно не пришли. Недолго думая, стражи порядка позвали на помощь ОМОНовцев. Те, приехав, пустили в ход дубинки, уложили на асфальт полтора десятка буянивших, затем затолкали их в автозак.

Что касается наученной горьким опытом Москвы и Северной столицы, то здесь особых происшествий не случилось. Хулиганские выходки быстро пресекались, что позволило избежать крупных побоищ.

А теперь зададим несколько вопросов. Почему у нас фактически узаконен один день в году, когда бывшим десантникам разрешается творить на улицах бесчинства? Что за привилегия? За выполнение особых заданий партии и правительства?

Разве нельзя отмечать этот день без буйств, спокойно и достойно? Оказывается можно. Видел сам, ибо занесла меня журналистская стезя на праздник ВДВ в уральский город горняков Качканар.

Ровно в полдень в парке у Мемориала погибшим воинам начался митинг, который открыл военный комиссар Петр Блинов. Звучала музыка, и диктор торжественно называл фамилии качканарцев, отдавших свои юные жизни при выполнении воинского долга. В Афганистане и Таджикистане, в Чечне и других горячих точках…

А потом возложение гирлянды из веток пихты и цветов. Ее пронесли и положили к подножью юные десантники военно-патриотического клуба «Витязь». И вот уже сами застыли, как мраморные, в почетном карауле.

«…Традиционно, с самого раннего утра по городу разъезжали машины с флагами и флажками ВДВ, — написал в отчете «Качканарский рабочий». — С каждым годом этот праздник привлекает все больше и больше молодежи, всех горожан, и потому можно сказать, что день ВДВ становится у нас общегородским праздником. На него съезжаются и десантники из соседних городов, которые откровенно завидуют, что в Качканаре день ВДВ празднуется так дружно и слаженно».

Так почему в Качканаре можно, а в других городах и весях нельзя?

Одна из причин, что лежит на поверхности, — нет в Москве и областных центрах такого Мемориала, как здесь. Не учрежден. А потому некуда, собственно, податься вчерашним десантникам, пограничникам или контрактникам, чтобы почтить память погибших в мирное время товарищей по оружию.

— Возводили мы памятник методом «народной стройки» после дефолта в 1998 года, когда и денег-то ни у кого не было — рассказали мне в здешнем отделении Союза десантников России. — Собирали, что называется по копеечке. Гранит заказывали в Карелии. И теперь в парке появилось особое, святое место. Школы проводят здесь экскурсии. После бракосочетания с цветами приезжают молодожены…

Посидишь на скамеечке, подслушаешь нечаянно, о чем тихо воркуют мамаши, и понимаешь их главную заботу. А она в том, чтобы не попал их сыночек служить на Северный Кавказ, где недавно была война с Грузией. Сколько там наших деток полегло!

Афганская кампания от этих женщин где-то далеко. Чеченская рана до сих пор кровоточит. А третья Северокавказская война совсем рядом. И конца ей не видно. Каждый день там гремят взрывы и кого-то убивают.

И как-то так преломилось в сознании многих качканарцев, что Мемориал этот – прежде всего в честь погибших в Чечне ребят. Не только в первую войну, но и во вторую…

И сам собой рождается вопрос: почему руководители страны не поставят в Москве такой же памятник солдатам и офицерам, погибшим за последние десятилетия при выполнении воинского долга? Случайно или не случайно? И слышишь такой ответ от здешних ветеранов ВДВ: видимо, не случайно. Для Кремля и «Белого дома» лучше, если «голубые береты» будут устраивать 2 августа пьяные дебоши в парках, на улицах и на рынках, чем задавать «проклятые вопросы».

Например, за что они проливали кровь в Афгане, почему ушли оттуда, если сегодня там хозяйничают американцы? Янки, которым открыта воздушная дорога через Россию, в «знак благодарности» завалили ее героином, который уносит в год до 100 тысяч жизней молодых ребят. Это в 6-7 раз больше, чем пало советских солдат и офицеров в Афганистане за 10 лет кампании.

Или: за что воевали и гибли качканарские ребята и их сверстники в «самопровозглашенной республике Ичкерия, если госбюджет сегодня выплачивает ей многомиллиардные «контрибуции», которые намного превышают дотации другим регионам? Сегодня «усмиренная Чечня» ведет себя как победитель, цветет и размножается, не в пример остальной вымирающей России.

Нет, такие вопросы кремлевским небожителям, похоже, совсем ни к чему. А стало быть, «ни к чему» и памятник солдатам и офицерам, погибшим в военных конфликтах в мирное время. Незачем лишний раз напоминать народу об убитых в Афгане и Чечне и убиваемых сегодня на Северном Кавказе.

И потому в день ВДВ власти закрывают глаза на «экстремизм» разбушевавшихся «крылатых пехотинцев». И даже уголовные дела о «разжигании межнациональной розни» в этот день против них не возбуждаются…