Россия — государство с самыми забавными законами

Решили, например, главу второго города страны за неоспоримые заслуги на ниве губернаторства передвинуть на удобное и красивое место «третьего человека в государстве». Раньше на этом месте сидел вроде бы «свой», который потом оказался недостаточно «своим» — пришлось гнать.

Ясно, где решение принято. Очевидно, что никому из политиков, которые «в теме», даже в голову не придет возражать и противодействовать. Но закон велит успешному губернатору и политическому тяжеловесу еще куда-нибудь избраться. В итоге Валентине Матвиенко придется участвовать в как бы предвыборной борьбе с людьми, каждодневно решающими вопросы уровня «закопать канаву в третьем от муниципалитета дворе или так оставить». То есть избираться в муниципальные депутаты.

Это все равно, как если бы пришел Никита Михалков в студию самодеятельного кино для детей и подростков и заявил: «Давайте я соревноваться с вами стану, кто лучше фильм снимет, причем у меня мой оргресурс многомиллионный, а у вас — ваш копеечный…» Ладно, Михалкову бы честь сделал такой визит в студию самодеятельного кино, а уж дети и подростки-то как радовались бы!

Впрочем, и петербургские муниципальные депутаты по-своему обрадовались. Как только была озвучена идея о том, что Валентине Матвиенко надо где-то баллотироваться, некоторые муниципалы ее тут же поддержали. Одни — представители партии власти — заявили, что хоть у них в МО все нормально с комплектацией личного состава, они готовы вычленить из своих рядов добровольцев, которые согласятся сложить мандат специально, чтобы был некомплект и потребовались довыборы. Другие — представители оппозиционных партий — сообщили, что среди них тоже найдутся добровольцы, если таким образом удастся поскорее обеспечить отбытие Валентины Ивановны в Совет Федерации.

Нынче подобная простота вполне в формате политического bon ton, как и готовность выполнять распоряжения самой главной политической силы. Но дело в последнее время все чаще берут в свои руки люди не столько простые, сколько некомпетентные. При этом они обладают необъяснимой способностью навязывать людям вроде бы разумным схемы, не лезущие ни в какие ворота.

В результате простой избиратель наблюдает странную картину: сначала политологи сватают Валентине Матвиенко самые разные муниципальные округа, потом, когда все сроки регистрации прошли, объявляются два осчастливленных губернатором округа, затем несколько странных людей обращаются в суд по поводу незаконности выдвижения будущего муниципального депутата Матвиенко, причем этих людей никто не видит, прессе они не показываются, слов не говорят.

Зато говорят политические противники. В первую очередь — из «Справедливой России»: про то, что иски — от «подставных людей», и организаторы этих выборов «подали в суд сами на себя». Петроградский районный суд еще 29 июля вынес решение: ладно уж, Валентина Ивановна, баллотируйтесь. Избиратель в полном ауте и, главное, понимает, что его снова «поимели в виду» — особенно с учетом того, что о намерении градоначальницы идти на выборы в округах «Петровский» и «Красненькая речка» он узнал только 31 июля.

Губернатор Петербурга, не последний человек в государстве и в политбомонде, уходит не сантехником в ЖЭКе работать. Совет Федерации — законодательный орган, верхняя палата парламента, и его представители как никто другой должны соблюдать букву и дух закона. Однако будущий глава Совфеда (возможно, по воле неких политических авантюристов) оказалась в совершенно невнятной и лишенной пристойности ситуации.

Валентина Матвиенко имела все шансы на победу в честной борьбе — с ее-то весом и опытом. Но вместо этого все было обставлено так, что у некоторых возникли вопросы о законности предстоящих выборов. И даже если формально законодательство окажется соблюдено, то дух закона попирается довольно бесцеремонно. А ведь нынешнему губернатору потом, в Совфеде, надо будет как-то людям в глаза смотреть.

Так что горе-советчики оказали Валентине Матвиенко медвежью услугу. Как занятому человеку, ей, видимо, было некогда вникать в ситуацию и пришлось послушать совета людей, которым она доверяла. Жаль, проверить этих «медведей» на надежность было недосуг.