Есть ли у прессы право на прослушку чиновников?

Средства массовой информации Чехии получили право по закону публиковать информацию, полученную в результате прослушиваний телефонов политиков.
Обнародование таких сведений считается оправданным в случае так называемого «общественного интереса» и касается, например, преступной деятельности чешских политиков и иных государственных функционеров.

Запр
т на публикацию информации, связанной с проходящим уголовным расследованием, по-прежнему сохраняется.
Однако закон допускает исключение в том случае, если общественный интерес преобладает над принципом неприкосновенности частной жизни.

***

Поправки, принятые к чешскому закону важны, конечно, в первую очередь для самих чехов.
А приняты они были в этой стране потому, что пресса там неоднократно выводила политиков, вплоть до премьер-министров, на чистую воду. И предыдущая редакция закона о защите персональных данных была неоправданно жесткой именно чтобы оградить чиновников от прессы.

Но насколько все это могло бы оказаться полезным в России?
Наша пресса тоже не стесняется в средствах, чтобы что-нибудь разнюхать и проникнуть в жизнь известных людей.

Но есть два важных момента.

Во-первых, интерес этот почти на сто процентов ограничивается пикантными подробностями из жизни шоу-бизнеса.
Лишь несколько отважных изданий и всего несколько отчаянных журналистов рискуют проводить расследования жульнической деятельности власти.
Потому что это опасно. Потому что подсматривать за артистами куда веселее и к тому же обеспечивает хорошие тиражи и рейтинги.

Во-вторых, и в-главных, репутация в нашей стране никого не интересует.
Общественное мнение весит ровно три копейки. Пресса может писать что угодно про коррупцию, про миллионные состояния нищих депутатов и министров, про обогащение друзей Путина – это не приводит ни к каким последствиям.

В Чехии разоблаченный премьер-министр вынужден был подать в отставку.
В нашей стране я вообще не помню, чтобы кто-то уходил в отставку из-за разоблачений в СМИ.

Пресса может стать фактическим инициатором расследования и судебного преследования жуликов и воров.
Но у нас никакого расследования просто не откроют, потому что на прокурорах и судьях на самих уже клейма ставить негде.

То есть эффекта от подобных расследований нет, а по башке дубиной за особое рвение журналист получить все равно может.

Таким образом, даже если бы в России вдруг разрешили в интересах общества осуществлять прослушку и публиковать ее результаты, это вряд ли принесло бы скорую реальную пользу обществу.

А когда такие сведения все-таки появляются, мы безошибочно можем определить, что одна группа жуликов воюет с другой группой воров и сливает в газеты компромат.