Проблемы РЖД и пассажиров в свете поэзии Блока

В день РЖД ростом тарифов взволнован как глава ведомства, так и пассажиры.

Более миллиона сотрудников компании «Российские железные дороги» в воскресенье, 7 августа, отмечают свой профессиональный праздник — День железнодорожника. На всех 17 железных дорогах России проходят торжественные мероприятия, по сообщению пресс-службы ОАО «РЖД».

Это первый профессиональный праздник в России, который был учрежден еще в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I (25 июня), начавшего строительство железных дорог в России.

В России железная дорога остается самым популярным и недорогим видом транспортировки грузов и пассажиров, за такие свои особенности как скорость, надежность и безопасность. В настоящее время железные дороги России являются второй по величине транспортной системой мира, уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США. По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают первое место в мире. РФ в настоящее время осуществляет более 20% грузооборота и 10% пассажирооборота всех железных дорог мира. Современные российские железные дороги — это 85 тысяч километров пути, 20 тысяч локомотивов, и свыше 500 тысяч вагонов.

Но в этот праздничный день глава РЖД Владимир Якунин вспомнил о проблемах отрасли. В частности он назвал астрономическими цены поставщиков на грузовые вагоны: «У нас сложилась тяжелая ситуация с производством вагонов. Нам не хватает, в стране не хватает крупногабаритного вагонного литья. Вследствие этого стоимость одного полувагона достигла, на мой взгляд, совершенно нереалистичной астрономической суммы в 2,5 миллиона (рублей)», — сказал глава РЖД на пресс-конференции в рамках празднования Дня железнодорожника в воскресенье, передает РИА «Новости».

Вместе с этим президент президент «РЖД» сообщил, что рост тарифов на перевозки грузов может составить более 7,4% инфляции, и железнодорожники рассчитывают в 2012 году получить не менее 40 миллиардов рублей бюджетной поддержки: «Мы считаем, что нельзя переносить всю нагрузку по развитию поддержания железнодорожного транспорта на потребителей, и мы выступаем за низкий рост тарифов», — сказал Якунин на пресс-конференции в рамках празднования Дня железнодорожника в воскресенье.

«Со своей стороны, мы выступаем за то, что в следующем году рост бюджетной поддержки должен составить не менее 40 миллиардов рублей. Это рассчитанные цифры, это не хотелки, не пожелания жить в каких-то новых условиях хороших, это необходимость для того, чтобы поддержать в рабочем состоянии, в безопасном состоянии инфраструктуру и подвижной состав», — добавил он.

Как так получается? Ведь доходы РЖД растут. По итогам 2010 года чистая прибыль ОАО «РЖД» составила 78,5 млрд рублей, сообщает в своей справке РИА «Новости». Так же, как растет уставный капитал монополиста в последние годы (в июле 2009 года он составил 1 трлн 583 млрд 197 млн 189 тыс. рублей), единственным акционером которого является Российская Федерация.

К сожалению, на потребителей все-таки нагрузка по росту тарифов переносится. Ведь цены на ж/д билеты все время растут. А кто и как формирует сегодня цены на железнодорожные перевозки? Вот лишь некоторые вопросы, возникающие у простых потребителей-пассажиров, заданные на Главный форум потребителей России: «Про тарифы на пассажирские ж/д перевозки. Законно ли то, что РЖД, являясь субъектом естественной монополии, самостоятельно регулирует тарифы на купе и люкс, и, более того, даже на сидячие места в некоторых поездах? Вот для примера стоимость проезда Москва-Питер на ЭР-200 и Невском Экспрессе варьируется в пределах 2,5 — 3 тысяч. Поезда при этом идут 4,5 ч., расстояние — 650км. Для сравнения, во Франции скоростные TGV Париж-Марсель проезжают почти 800 км за 3 часа, а билет при этом стоит 80 евро!

А плацкарты, про которые РЖД кричит что они, видите ли, убыточны. Тоже вопрос, есть ли какие-то цифры, которые это подтверждают, кто-либо, прежде чем устанавливать тарифы, проводил независимый аудит? Это никакая не убыточность, а отсутствие сверхприбылей! А какие, с позволения узнать, зарплаты у чиновников РЖД, как вообще раздут там их аппарат, и за счет кого все это оплачивается? Имеют ли, в конце концов, граждане право на достоверную информацию о бюджете субъекта, о том, на что идут их средства?

РЖД, которая сама цену на купе и люкс назначает, и которая почему-то в 2,5 раза выше плацкарта, ей выгоднее прицеплять побольше купейных и люкс вагонов. И еще хватает наглости прикрываться заботой о пассажирах — якобы все для них, больше комфорта и удобства. однако, о запредельной доплате за этот комфорт они предпочитают умалчивать. При этом РЖД мечтает вообще от плацкартных вагонов избавиться».

Александр Блок, чье 90-летие со дня смерти, возможно символично, отмечается сегодня в один день с днем железнодорожника, в свое время написал: «Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели». Хотелось бы, чтобы в РЖД победил здравый смысл и «зеленые вагоны», то есть самые бюджетные не исчезли бы совсем, оставаясь доступными для простых граждан.