РЖД — Российские Железные Доходы

Привычный нам по стилистике логотип ОАО «РЖД» отражал суть дела. Новый логотип ОАО «РЖД» стал походить на слово «пук», записанное в ивритской орфографии (об этом нам говорит Википедия).

На днях ездил по делам в Столицу. По дороге узнал, какие удивительные события разворачиваются перед глазами рядового путешественника, вернее сказать, остаются им незамеченными.

Я оказался в вагоне в сопровождении очень бойкой и разговорчивой сотрудницы одного из крупнейших операторов российского и мирового транспортного бизнеса. Рассказ проводницы поезда ОАО «РЖД», не только приводил нас в недоумение, но и заставлял нервно улыбаться. Хочу заметить, что лично на меня история этой женщины произвела огромное впечатление, а вся эта «нечистая» ситуация оказалась своеобразным барометром, отразившим суть всего происходящего не только в её компании, но и в России в целом.

Краткая справка

Ежегодно ОАО «РЖД» перевозит свыше 1млрд. пассажиров и 1млрд. тонн грузов. По данным МСФО чистая прибыль ОАО «РЖД» в 2009 г составила 152,2млрд. руб. Число сотрудников — 1 075 700 чел. Это одна из крупнейших в мире транспортных компаний, владелец инфраструктуры, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог. Всё, на чём сейчас висит вывеска Открытого Акционерного Общества РЖД до 1993 г. принадлежало Министерству путей сообщения. Сейчас эта организация хоть и принадлежит государству, но, как и на всех госуровнях в наши дни, ей тоже управляют не люди, а манагеры, пришедшие к нам с Запада. Как выясняется, по прошествии некоторого времени внедрения экономического чуда демократии, этакого хау-ноу, манагер — это такой тип человекоподобного существа, который, забыв о чувстве человеческого достоинства и любых высших смыслах, нацелен на извлечения прибыли из всего, что оказалось на пути его карьеры.

Гешефт Министерства путей сообщения

Итак, из откровенного рассказа проводницы, выяснялось, что любой сотрудник подвижного состава, обслуживающий пассажиров каждого конкретного вагона (купейного и плацкартного), должен сдать в общаг начальника поезда по 20 р. «чаевых» за каждого пассажира. При этом не имеет значения, купил он чай в тех знаменитых гранёных стаканах в подстаканниках или нет!

Чтобы не потерять работу и не платить из своего кармана, проводник вынужден за свой счёт, в «полевых условиях», повышать квалификацию, развивать в себе скрытую доселе торгашескую жилку. Сначала тяжело, однако затем, в результате обмена опытом с другими провожатыми, приходит навык первого правила любого торгаша: диверсифицируй ассортимент предлагаемого товара. Пиво, шоколад, печенье и другие продукты питания подходят для этого как нельзя лучше. Последние проводник приобретает за свой счёт и перепродаёт пассажирам с существенной наценкой.

Меня в данном случае, как НЕ сотрудника налоговой инспекции, а рядового пассажира больше волнует не материальная сторона вопроса. Меня волнует здравый смысл, этическая и, если хотите, метафизическая сторона и, в конечном счёте, то, что можно назвать романтикой, присущей некоторым профессия, в частности профессии проводника. Однако не могу пройти мимо причины, а именно материальной стороны этого странного для проводника и для всего ОАО «РЖД» гешефта. При подсчёте получается, что проводник должен сдать с 54 мест вагона немного более 1 000 рублей. Итого, с 16 (в среднем) вагонов всего состава получается около 17 000 р. Исходя из официальной статистики перевозок, не сложно подсчитать, какой доход приносит эта нигде не учтённая прибыль. По самым скромным подсчётам, учитывая разный класс поездов, пассажирских перевозок и других «скидок», получается не менее 1-го млрд. рублей ежегодно.

Исходя из здравого смысла и жизненного опыта, могу сказать, что, по моему мнению, предложение угоститься чаем и прочими мелочами — лишь одна, далеко не основная функция проводника. В обязанности проводника входят: помощь при посадке, размещении и высадке пассажиров, а так же во время поездки.

Часто ли Вам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда проводник плацкартного вагона предлагает Вам разместиться за дополнительную плату в купе? Наверное, немногие догадываются, что чаще всего он имеет в виду своё рабочее купе. Вместо полноценного кратковременного отдыха в перерывах между станциями и заботами о пассажирах проводник получает крохотную возможность передохнуть сидя, где придётся. А причина всему происходящему — попытка заработать. Должен ведь хоть как-то проводник откупиться от своего начальства, а те, в свою очередь, — от начальства вышестоящего. Чем Вам ни финансовая пирамида?

Уяснив всю подноготную «чайного бизнеса» в поездах, я хотел бы поделиться своим наблюдением по поводу другого, нового для меня явления в поездах — лотерея. Я лично стал свидетелем того, как проводница, «вся при параде», обходила пассажиров и уговаривала поучаствовать в «замечательной» лотерее. По-моему, нет ничего плохого в самом лотерейном бизнесе, но только тогда, когда этим занимаются не люди в форме сотрудников, по логике, далёких от этого. Представьте себе, как женщину-проводника в нарядной белой рубашке, синей юбке, с жёлтыми (под золото) отличительными знаками и погонами ОАО «РЖД» предлагает готовым отойти ко сну людям попытать счастье в лотерее. Причём делала она это с явным чувством презрения к тому, чем ей приходится заниматься, но с робким упорством человека, попавшего в безвыходную ситуацию. Дальнейшие комментарии по поводу происходящего, думаю, будут излишними….

До какой степени ещё нужно опуститься руководству крупнейшего ОАО России, чтобы трансформировать свою деятельность по пассажирским перевозкам до гешефта, превратив проводников поездов в мытарей, а поезда — в цыганские обозы. Уважаемые читатели, думаю, будет небезосновательно предположить, что следующей затеей «славного» руководства, одной из крупнейших в мире компаний-перевозчиков, станет предложения сыграть в напёрстки или посетить купе игровых автоматов!

И чем не устраивал руководство ОАО «РЖД» старый логотип, не имеющий отношения к ивритскому пуку!? Стыдно мне и за эту проводницу, и за эту торгашескую власть манагеров, которые в наши дни способны повлиять на самые неподходящие и даже несовместимые с торгашеством профессии. Может и вправду, как корабль назовёшь, так он и поплывёт? Настроение после такой поездки — будто кто-то в самый неподходящий момент очень громко «наПУКал» в твоём собственном доме!