В Вижае сожгли последний уцелевший после прошлогодних пожаров дом

Жители сгоревшего в августе прошлого года поселка Вижай Свердловской области вернулись и разбили на родной земле времянки. Они уверяют, что последний уцелевший после пожаров дом подожгли по указанию местной администрации, а к земле присматриваются люди с деньгами, в том числе и высокопоставленные москвичи, поскольку эти места популярны у туристов.

В прошлом году, когда село выгорело в результате полыхавших в Свердловской области природных пожаров, сообщалось, что погорельцам Вижая будет оказана вся необходимая помощь. Пострадавшим действительно предоставили новое жилье — в 75 километрах от родной деревни, в городе Ивделе.

Сгоревший поселок — это 20 домов — было решено не восстанавливать. Однако до сих пор официально эта процедура не завершена — поселок все еще числится, как существующий. Более того: Счетная палата проверяла, как были потрачены деньги, выделенные на жилье для погорельцев. И буквально только что стало известно: выявлены значительные нарушения.

Как заявил Вестям.Ru депутат Свердловской облдумы от КПРФ Андрей Альшевских, «местным жителям квартиры приобретали по 600 тысяч, а заставляли подписывать документы на 1 миллион 200 тысяч рублей».

Однако более всего местные жители оказались уязвимы из-за своей юридической неграмотности — они жили в деревне без прав собственности на имущество. «Официально там был населенный пункт, он и до сих пор числится как деревня Вижай — со всеми вытекающими последствиями, — поясняет депутат. — Действительно: у людей, которые там жили несколько десятков лет, не были оформлены права собственности на имущество. Но поймите: это — глухая тайга, там в последние годы даже электричества не было».
Тем не менее, если бы им кто-то подсказал обратиться к адвокату, то в рамках закона о дачной амнистии они без проблем могли бы получить права собственности и на дома, и на землю, считает Альшевских.

Интерес к этой земле не случайный. Вижай — это туристическая Мекка. «Сюда из Москвы приезжают федеральные чиновники, генералы и прочие VIP-персоны. В основном сплавляются, ходят на гору Мертвецов, где в 1959 году погибли туристы-дятловцы. И, по слухам, к закопченной вижайской территории приценились москвичи, чтобы настроить инфраструктуру и получать прибыль», — говорит Андрей Альшевских.

«Волной огонь прошел. Вот и кладбище все сгорело. Ни одного дома не осталось. Кроме того, что на горе стоит», — рассказал тогда житель поселка Вижай Ашот Петросян. При этом, как уверяют местные жители, было обещано: землю тут им дадут. Если не под капитальное строительство, то под дачное.

Прошел почти год, добиться этого люди так и не смогли. Более того: Андрею Альшевских погорельцы рассказали, что две недели назад тут сожгли последний оставшийся после пожара дом. По их словам, «глава района приказал». «Незадолго до этого пытались техникой подцепить, но стены выстояли. И вот заместитель приехал и подпалил», — говорят люди.

Сельским жителям в городе жить трудно — их тянет на родную землю. Некоторые вернулись, спят практически под открытым небом и пытаются напомнить местной власти об обещании, данном год назад. Один из них — Юрий. Мужчина так и остался с женой на пепелище. Накрыли железную кровать пленкой. Возле импровизированного стола и стульев – остатки инвентаря. Такая нехитрая жизнь.

По словам Альшевских, то, что землю дадут всем желающим, год назад обещал лично губернатор Свердловской области Александр Мишарин, но «местная администрация встала на дыбы». Теперь депутат, вставший на защиту погорельцев, пишет обращения в областную прокуратуру, собирается сделать запрос по факту поджога единственного дома, уцелевшего после прошлогоднего ЧП.

«Дальний край. Из Екатеринбурга не следят, вот местные «князьки» и распоясались. Теперь я понимаю, почему до сих пор они не вышли в областную думу с законопроектом о ликвидации Вижая. Кормушку себе устроили, — говорит депутат Альшевских. — Однако хочет того или нет глава Ивдельского городского округа Петр Соколюк, Вижай все равно возрождается из пепла. Жители потихоньку приводят в порядок кладбище, которое тоже сильно пострадало от прошлогоднего пожара».