Полиция присмотрит за бывшими арестантами

В Россию официально вернулся старый недобрый административный надзор за бывшими арестантами. Суды вынесли первые решения об особом пригляде за людьми, отсидевшими срок. Теперь и на воле они будут ощущать жесткий взгляд гражданина начальника.

Под контроль берутся не все «выпускники» зон, а те, кому нет доверия. Например, как сообщает прокуратура Республики Коми, накануне Сыктывкарский городской суд рассмотрел заявления начальника одной из местных колоний об установлении административного надзора в отношении двух осужденных, отбывающих наказание за особо тяжкие преступления.

«В отношении подобной категории лиц установление административного надзора в соответствии с законом является обязательным, — сообщает прокуратура Коми, чьи представили принимали участие в заседании суда. — Суд согласился с позицией прокуратуры республики и установил осужденным срок надзора продолжительностью 1 год 6 месяцев и ограничения в виде запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, обязательная явка с определенной периодичностью в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации».

Теперь граждане арестанты на выходе из зоны получат на руки предписания о выезде к избранному им месту жительства с указанием срока прибытия и предупреждением об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора.

Если люди не прибудут точно в срок к месту вольной жизни, они могут вновь оказаться на скамье подсудимых по уголовной статье. От нового наказания их может спасти разве что какая-то уважительная причина опоздания. Максимум же, что грозит задержавшимся в пути, — лишение свободы на срок до одного года.

Контролировать выходцев с зоны будут органы внутренних дел. Такой порядок предусмотрен законом об административном надзоре, который вступил в силу с 1 июля.

Сейчас обсуждается вопрос о том, что в будущем опекать поднадзорных граждан будут уголовно-исполнительные инспекции тюремного ведомства. Но при любом раскладе вчерашние арестанты не останутся без внимания местных оперативников. Известна негласная практика, когда при любом преступлении в округе в первую очередь проверяют бывших осужденных, живущих рядом. Как правило, они — первые кандидаты в подозреваемые, и вряд ли в будущем что-то изменится.

Как бы то ни было, МВД России разработало проект приказа об осуществлении административного надзора за бывшими арестантами. Документ опубликован на сайте ведомства для общественной экспертизы.

Один из пунктов проекта предписывает сформировать оперативно-справочные учеты граждан, в отношении которых судом установлен административный надзор. Возьмут на полицейский карандаш и вчерашних арестантов, имеющих непогашенную или неснятую судимость за тяжкое преступление или умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего. В особые списки внесут также рецидивистов.

Важный момент: полиция планирует учесть и тех арестантов, кто освободился до 1 июля нынешнего года, когда административного надзора де-юре не существовало. Опять же брать под пригляд планируется не всех, а — особо опасных. Или тех, кого оперативники считают таковыми.

Проект приказа предписывает организовать мероприятия по направлению в суды материалов, необходимых для установления административного надзора за такими гражданами. В списки «избранных» должны войти педофилы и рецидивисты, имеющие неснятую или непогашенную судимость.

На местах (или, как говорили в милиции — на земле) должны быть созданы специальные подразделения по организации и осуществлению административного надзора. Правда, дополнительных штатов для них не выделяют.

В целом новая система чем-то напоминает старую советскую. Однако точного копирования нет, все-таки времена другие. Нет речи о возрождении пресловутого 101-го километра, по крайней мере — де-юре. А трудности с пропиской у бывших осужденных возникали то тут, то там и без закона об административном надзоре. Как рассказывал в свое время корреспонденту «РГ» человек, только вышедший из колонии, во многих подмосковных городах начальники паспортных столов ему прямым текстом советовали убираться куда подальше, отказываясь ставить заветные штампы.

С другой стороны, лозунг «на свободу с чистой совестью» для многих осужденных остается пустыми словами, многие люди выходят из тюрьмы не просто такими же, как были, а гораздо хуже. Законопослушным гражданам и страшно, и неприятно иметь таких соседей. Если же знать, что милиция держит потенциальных уголовников под контролем, на душе, быть может, станет чуточку легче.

Административный надзор может устанавливаться судом также за людьми, которые за решеткой признавались злостными нарушителями порядка. Кроме того, человека могут перевести в поднадзорные, если он в течение года после отбытия наказания совершил два и более административных правонарушения, посягающих на общественный порядок, безопасность, здоровье населения и общественную нравственность. То есть очень плохо вел себя на воле.

У простых граждан появился шанс урезонить «замечательного» соседа с уголовным стажем, написав заявление в полицию. Если, конечно, хватит на это смелости. Ведь так или иначе с ним все равно придется жить рядом, по крайней мере, какое-то время.