Японский кризис — небрежный контроль и жадность

В СМИ делается вывод, что жадность, царящая в международной ядерной промышленности, в сочетании с недостаточным контролем со стороны ООН и ненадлежащим надзором на японских АЭС, привели Японию к ядерному кризису.

В то время как Япония борется с ядерным кризисом, спровоцированным разрушительным землетрясением и цунами, безукоризненная репутация одной из стран, наиболее подготовленных для предотвращения и ликвидации катастрофы такого масштаба, оказалась запятнанной.

В СМИ появились сообщения, что МАГАТЭ и правительство Японии не обеспечили надлежащим образом безопасность ядерной энергетики страны.

В сообщениях утверждается, что третья экономика мира не приложила достаточно усилий для обеспечения безопасности и вновь подчёркивается недостаточность государственного надзора за корпорациями, которые действовали в обход правил с целью повысить прибыль, что и стало причиной экологической катастрофы.

Год назад по итогам расследований в связи с разливом нефти, допущенным ВР, Служба управления минеральными ресурсами США была подвергнута жёсткой критике за ослабление контроля над процессом бурения и неоднозначные связи с нефтедобывающей промышленностью. Аналогично, ядерный кризис в Японии позволяет реально оценить сложившуюся систему обеспечения безопасности страны.

Недостатки конструкций защитных оболочек ядерного реактора?

На четырёх из шести реакторах атомной электростанции «Фукусима Дайичи» (также известная как «Фукусима-1») произошли взрывы и пожары. В результате землетрясения 11 марта и опустошающего цунами на станции отключилось электричество, в результате чего вышла из строя система охлаждения реактора и произошло его частичное расплавление (по последним сообщениям, произошло частичное расплавление топливных стержней — прим. пер.).

На двух реакторах, возможно, произошло разрушение защитных оболочек производства «Дженерал Электрик» и происходит утечка радиоактивного пара. Следует отметить, что проблемы с безопасностью конструкций у «Дженерал Электрик» возникли тридцать лет назад. Так же, как разлив нефти BP привлёк пристальное внимание к деятельности нескольких транснациональных корпораций, кризис в Японии подчеркивает что мир «плоский», и ответственность — наряду с экологическими и экономическими последствиями — распространяется через океаны.

Российский специалист по авариям на ядерных объектах, бывший глава «Спецатома» и эксперт по катастрофе на Чернобыльской АЭС Юлий Андреев, резко раскритиковал Международное агентство по атомной энергии ООН (МАГАТЭ) и частные корпорации за неспособность усвоить уроки ядерной катастрофы, которая произошла на Украине в 1986 году.

В интервью «Рейтер», опубликованном во вторник, он заявил: «После Чернобыля все силы ядерной промышленности были направлены на то, чтобы скрыть это происшествие, с целью не наносить урон своей репутации. Опыт Чернобыля не был надлежащим образом изучен, потому что у кого есть деньги на изучение? Только у промышленности».
СМИ сообщают, что оператор АЭС компания ТЕРСО (Tokyo Electric Power Company) действовала в обход правил.

Д-р Андреев заявил: «Последовательность событий на «Фукусима-1» позволяет сделать вывод, что владеющая АЭС компания ТЕРСО ставила выгоду выше безопасности». «Пожар, охвативший хранилище радиоактивных отходов на реакторе № 4, мог стать следствием стремления сэкономить пространство и деньги», — заключил он.

«Японцы были очень жадными и использовали каждый квадратный дюйм пространства. Но когда резервуар плотно наполнен отработанным топливом, в случае удаления из него воды создается высокая вероятность возникновения пожара», — пояснил Андреев информационному агентству «Рейтер».

Подобные обвинения в адрес TEPCO поступали и ранее. Согласно публикации «Уолл-Стрит Джорнал», в 2002 году Агентство по ядерной и промышленной безопасности уличило компанию в фальсификации результаты тестов на безопасность реактора №1 на «Фукусима Дайичи».

Это только один факт из целой череды скандалов и разоблачений с участием крупнейшей в Азии электросбытовой компании. В 2007 году компания пыталась скрыть утечку радиоактивной воды на АЭС «Кашивасаки-Карива» (также в результате землетрясения), однако позднее подтвердила факт сброса радиоактивной воды в Японское море.

Согласно данным агентства «Блумберг», менее семи лет назад, 17 июня на одном из реакторов все той же станции «Фукусима-1» отключение электричества привело к опасному снижению уровня воды в системе охлаждения. По словам Казуёши Сато, члена городского совета Иваки, президент ТЕРСО оказался не в состоянии должным образом провести расследование этих неполадок и предотвратить настоящий кризис.
«Tokyo Electric и правительственное Агентство по ядерной и промышленной безопасности были излишне уверенными в безопасности станции и проявили недостаточно ответственности», — заявил г-н Сато в интервью «Блумберг Ньюс».

Специфические взаимоотношения внутри отрасли

Однако если станция действительно являлась слабым звеном, где было государственное учреждение, задачей которого является обеспечение техники безопасности? В настоящее время неоднозначные взаимоотношения в атомной энергетике, сложившиеся между регулирующими органами и операторами, находятся в центре внимания.

TEPCO и правительство Японии были партнёрами на рынке ядерной энергетики. В августе президент ТЕРСО и глава министерства экономики, торговли и промышленности Японии предприняли совместную поездку во Вьетнам с целью стимулировать продажи японских атомных электростанций (позднее Вьетнам выбрал ТЕРСО).

Российский учёный Андреев подверг критике МАГАТЭ за излишне тесные связи с корпорациями. «Это всего лишь фальшивая организация, потому что организация, которая зависит от атомной отрасли — а МАГАТЭ зависит от атомной промышленности, — не может выполнять свои обязанности должным образом».

Представители МАГАТЭ, пытаясь защитить честь мундира, заявили, что данная характеристика демонстрирует непонимание их задач. «Агентство может способствовать созданию стандарта, но не может обеспечить его соблюдение», — сообщил газете «Гардиан» анонимный чиновник. В части добровольного соблюдения требований стандартов и контроля информации МАГАТЭ полагается на страны-члены организации.

Особое внимание привлекли два японских сотрудника МАГАТЭ.

Юкия Амано, японский дипломат, назначенный в 2009 году заместителем генерального директора департамента МАГАТЭ по ядерной безопасности, был раскритикован за задержки отчётов о кризисных ситуациях. Предшественник г-на Амано, Томихиро Танигучи, более двух лет назад подвергся критике со стороны США за свою «слабость» в сфере практического обеспечения безопасности.

Газета «Гардиан», ссылаясь на «Викиликс», приводит мнение представителя Государственного Департамента США, высказанное им в конфиденциальном разговоре. «[Томихиро] Танигучи был слабым менеджером и защитником, особенно на фоне мер обеспечения собственной безопасности Японии, особым разочарованием для США стало его отношение к департаменту по ядерной безопасности как к нелюбимому приёмному ребёнку».

Повторное исследование конструкции ректоров «Дженерал Электрик»

Американская компания «Дженерал Электрик» также попала под огонь критики за свою конструкцию поврежденных атомных реакторов на АЭС «Фукусима-1».

Еще в 1972 году американские сотрудники регулирующих органов настаивали на прекращении компанией выпуска реакторов типа Mark 1. В статье, опубликованной изданием «Нью-Йорк Таймс», было написано: «Среди проблем упоминаются недостатки конструкции защитных оболочек, сделавшие их менее взрывоустойчивыми и подверженными растрескиванию из-за скопления водорода. Именно эта ситуация может возникнуть на станции «Фукусима Дайичи»».

Однако предложение о наложении запрета было отвергнуто, отрасль предпочла сохранить эту конструкцию. Согласно данным антиядерной организации — Службы по атомной информации и ресурсам, на сегодняшний день в США в 23 реакторах на 16 станциях до сих пор используются реакторы типа Mark 1. Организация опубликовала на своём сайте документы, датируемые 1972 годом.

«Обеспокоенность вызывает недостаточная прочность защитных конструкций, система контроля давления недостаточно надёжна для предотвращения взрыва», — заявил директор Майкл Мариотт.

Хотя крупнейший в мире поставщик ядерного оборудования утверждает, что защитные оболочки производимых реакторов достаточно надёжны, трое сотрудников «Дженерал Электрик» подали в отставку в знак протеста против замалчивания проблем с безопасностью защитных оболочек реакторов типа Mark 1. Ушедший в отставку сотрудник Дэйл Бриденбах заявил «Эй-Би-Си Ньюс», что быстрая потеря охлаждающей воды в реакторе (то, что происходит сейчас в Японии) «может привести к разрыву оболочки и неконтролируемому выбросу».